СМИ об экспедиции «Пушкиногорье 2012»

Отказаться от традиционных уроков и самостоятельно добывать знания. Снять фильм о памятниках иркутского зодчества и найти «управление полного порядка». Провести экскурсию по Пскову и разыскать «горбатый мостик». Студенты и школьники Иркутской области участвуют в длительных образовательных играх в рамках программы «Школа нового поколения», которую в регионе реализуют Благотворительный фонд Олега Дерипаска «Вольное Дело» и компания En+ Group. Ребята, которым удалось принять участие в квестах, признают, что для них были главными не места, дипломы и кубки, а сам процесс альтернативного обучения

Отказаться от традиционных уроков и самостоятельно добывать знания. Снять фильм о памятниках иркутского зодчества и найти «управление полного порядка». Провести экскурсию по Пскову и разыскать «горбатый мостик». Студенты и школьники Иркутской области участвуют в длительных образовательных играх в рамках программы «Школа нового поколения», которую в регионе реализуют Благотворительный фонд Олега Дерипаска «Вольное Дело» и компания En+ Group. Ребята, которым удалось принять участие в квестах, признают, что для них были главными не места, дипломы и кубки, а сам процесс альтернативного обучения.

В декабре прошлого года Иркутский энергетический колледж, школа № 80 в Иркутске, гимназия № 8, школа № 40 в Ангарске и братский лицей № 1 стали участниками программы «Школа нового поколения», которую привезла в Сибирь компания En+ Group. Уже в марте нынешнего года в рамках программы началась подготовка к длительным образовательным играм (ДОИ). «Задачи этих игр сводятся к тому, чтобы научить студента самостоятельно добывать знания. Не так, как в традиционной форме обучения, когда преподаватель что-то рассказывает, а студент пытается запоминать. Здесь через игру студент самостоятельно ищет ответы на интересующие его вопросы», – рассказала об особенностях нового проекта заместитель директора по ВР Иркутского энергетического колледжа Ольга Рыкова.

Длительные образовательные игры проходят в несколько этапов, которые организаторы называют квест-играми. Каждая такая приключенческая игра разрабатывается по уникальной программе. Она развивает лидерские качества участников, учит их принимать правильные решения в сжатые сроки. На днях иркутские студенты вернулись с очередного этапа квест-игры, который проходил в Псковской области. Отборочные конкурсы для этого «путешествия в сказку» начались ещё в мае.

Длительные образовательные игры проходят не в один день и даже не в один месяц. На проектирование только одного этапа, на разработку рабочих листов, карты «приключения» у организаторов уходят недели. «В конце февраля состоялся первый скайп-разговор со школой № 26 города Москвы, директор которой и является разработчиком и руководителем программы «Школа нового поколения» фонда «Вольное дело». Москвичи предложили нам провести необычное мероприятие, которое называется «Квест-ландшафт». Проектирование велось в онлайн-документах, на скайп-встречи выходило порядка 16–18 школ со всей страны, которые заинтересовались проектом», – рассказала предысторию одного из этапов ДОИ преподаватель Иркутского энергетического колледжа, куратор игр Ирина Степанова.

В итоге в первом квесте участие приняли 16 школ и три колледжа из семи городов страны. Квест-ландшафт Иркутского энергетического колледжа проходил под девизом «Энергия – наша работа». Именно эту мысль постарались отразить во всех этапах организаторы игры.

«Первым делом мы получили домашнее задание, с которым должны были справиться самостоятельно. Так, во время фотоохоты мы искали предметы, в названии которых есть часть «энерго». Фотографировались и с «Сибирским энергетиком». Также во время квеста мы искали пароли по всей территории нашего колледжа. Задания очень отличались от тех, что нам дают на уроках. Необходимо было умение работать в команде, решать нестандартные задачи в условиях ограниченного времени», – рассказали студентки Иркутского энергетического колледжа, участницы первой квест-игры Наталья Сизых и Галина Бишаева.

Преподаватели уверены, что квест-ландшафт – это реальная возможность для учеников и студентов самим узнать о предприятиях, на которых они планируют работать. Один из этапов этого квеста проходил на территории «ЕвроСибЭнерго» – в дочерней компании «Иркутскэнерго». Иркутские школьники в рамках приключенческой игры «Энергия – наша работа» смогли посетить ГЭС, ТЭЦ, Корпоративный учебный исследовательский центр «Иркутскэнерго». Наталья Сизых признала, что именно эта исследовательская экскурсия была самым ярким моментом во время игры. «Я поняла, на каких предприятиях я смогу работать, когда закончу учёбу. Все участники познакомились с сотрудниками, поговорили с ними о сложностях профессии», – добавила Наталья Сизых.

Организаторы ДОИ в Иркутском энергетическом колледже Ирина Степанова и Наталья Витязева отметили, что после первого этапа перерыва практически не было. Ещё во время подведения итогов квест-ландшафта начала формироваться идея следующей образовательной игры – «Ажуры истории Иркутской слободы».

Второй этап игр потребовал от участников новых навыков и знаний. «Нам дали задание самим снять видео о старинной усадьбе. Для этого нужно было собрать исторические факты, что оказалось непросто. Моей группе досталась усадьба Шубиных. Здание пострадало во время пожара, снимать его было сложно. Но некоторым группам было ещё труднее, им не разрешали заходить на территорию усадеб, которые и так были полуразрушены», – рассказала студентка Иркутского энергоколледжа Алёна Теряева. Она признала, что после этой квест-игры она сама сможет проводить классные часы для своих сверстников об иркутском зодчестве.

Следующий этап игры проходил непосредственно в историческом 130 квартале. Команды по пять человек на время выполняли задания, например, найти «управление полного порядка». За помощью ребята обращались к дежурившим полицейским, работающим на месте строителям и просто прохожим. В это же время оператор, шестой член команды, находясь в колледже за компьютером с выходом в сеть Интернет, всячески помогал своей команде. «Мы научились быстро ориентироваться на местности, общаться с местной аудиторией. К тому же поняли, как можно обрабатывать полученную информацию, как самим искать её», – добавила Алёна Теряева.

Несколько часов в Иркутской слободе ребята искали коды, которые непременно начинались с букв «En», без помощи педагогов учились их расшифровывать. Именно это и есть самое ценное в квесте – азарт получить знания самостоятельно, говорят участники.

«После этого квеста мы выбрали 17 лучших студентов, которые проявили себя в играх. С ними мы сразу же приступили к дистантной части, в ходе которой ребята показывали своё творчество, умение нестандартно мыслить и совместно выполнять определённую работу», – рассказала преподаватель Иркутского энергетического колледжа, куратор ДОИ Наталья Витязева. Дистантная часть началась в сентябре и длилась почти месяц. Всё это время ребята готовили визитки команд, индивидуальные проекты, фильмы, заполняли анкеты.

Вся дистантная часть игр была посвящена Александру Пушкину и его творческому наследию за период ссылки в Михайловское, 1824–1826 годы. Поэтому многие вопросы анкеты, презентации и пазла были направлены именно на произведения поэта и на личное отношение участников игр к Пушкину. «В анкете были необычные вопросы. Например, «Что бы я сказала Пушкину, когда встретила его?». Приходилось включать фантазию. Чтобы ответить на вопрос, какими стихами я смогла бы охарактеризовать себя, я перечитала очень много стихотворений поэта», – рассказала участница дистантной части студентка Иркутского энергетического колледжа Алёна Бессонова. Когда всё осталось позади, студенты признали: чтобы справиться со всеми заданиями, они провели не одну бессонную ночь «с мышкой в руках и клавиатурой в зубах».

Предполагалось, что набравшие наибольшее количество баллов студенты Иркутского энергетического колледжа отправятся в Псков, где примут участие в следующих квест-играх. Поэтому подсчётов баллов, вынесения решения членов жюри, кто же отправится на исторические места, куда неоднократно приезжал Пушкин, ребята ждали «с дрожью в коленках». Из энергоколледжа отправились в долгожданную экспедицию два студента, Николай Марченко и Мария Ольховик, и два преподавателя – Наталья Витязева и Ирина Степанова.

30 сентября команды от Иркутского энергетического колледжа, школы № 80 Иркутска, гимназии № 8 Ангарска и братского лицея № 1 вылетели в Москву, затем поездом добрались до Пскова. «После всех работ с документами, сборов информации, долгих вечеров в кабинете информатики, мы наконец были готовы к долгожданной поездке в Пушкиногорье. Как только мы прибыли в Псков, нам дали в руки карту и сказали, что изучать кремль, соборы и другие достопримечательности мы должны самостоятельно. Параллельно мы должны были выполнять новые задания», – рассказал ученик иркутской школы № 80 Леонид Сокол. По легенде командам предстояло подготовить экскурсию по Пскову для делегации учёных. От качества экскурсий зависело, войдёт ли Псков в список самых необычных городов мира.

«Мы самостоятельно изучали храмы, церкви, самый старейший кремль в России. Искали полуразрушенные фундаменты старинных строений и дома, в которых жили знаменитые люди прошлых столетий. Не знаю, удалось бы это всё узнать просто по книжкам, если бы мы не сами искали факты», – призналась участница игр, ученица иркутской школы № 80 Наталья Девочкина.

В следующие три дня ребята, которых распределили по командам независимо от их места жительства, играли в большие квесты. Они проходили на территории усадеб Михайловское, Петровское и Тригорское, в которых жил и часто бывал сам Пушкин. Задания, которые выполняли ребята на территории усадеб, были самые разные. Участникам понадобилось знание истории, географии, физики, биологии, математики, черчения. Не со всеми заданиями удалось справиться, да и цели такой не стояло. Поисками некоторых объектов ребята занимались уже и после завершения игр. «Цель программы «Школа нового поколения» – это саморазвитие ребят. Справиться с задачей удалось. В доказательство этого в последний день ребята проводили экскурсию своим преподавателям по усадьбе Михайловское. За несколько дней они смогли колоссально пополнить свой багаж знаний. У них появился интерес узнавать что-то новое. Даже просто на прогулке они продолжали свои поиски, с жадным упоением наблюдая за бытом и природой тех сказочных мест. Так был найден «горбатый мостик», который был в рабочих листах уже прошедшей квест-игры. В самолёте, когда возвращались домой, читали даже те, кого раньше было сложно уговорить взять книгу в руки», – вспомнила Ирина Степанова.

«Я увидел те места, которые описывал Александр Сергеевич в своих произведениях, прикоснулся к той эпохе, узнал много нового и интересного о том, как жили в то время, посидел на скамье Онегина, прошёлся по аллее Татьяны», – поделился своими впечатлениями студент Иркутского энергетического колледжа Николай Марченко.

Когда участники квест-игры в Пушкиногорье вернулись домой, их все спрашивали, какое место они заняли. Но никакого пьедестала почёта не было. «Целью игры была не победа. Важны были не подарки и не грамоты. Не было цели где-то что-то списать. Это было нужно именно нам. Мы получали знания для себя», – добавила Наталья Девочкина.

Как отметила Наталья Витязева, на этом квесты не заканчиваются. Уже в следующем месяце участникам предстоит снять фильм на одну из заданных тем, которые будут обязательно связаны с Пушкиным. «После того как все фильмы будут отправлены организаторам ДОИ «Пушкиногорье-2012», с апреля по июль месяц будет проходить фестиваль фильмов. Завершающий гала-фестиваль состоится на первой или третьей смене летнего лагеря на Байкале. Таким образом, игра, которая началась для нас в феврале, закончится в июле следующего года», – добавила Наталья Витязева.

Статья Елены Постновой «Квест-обучение», газета «Сибирский энергетик» № 305 от 26 октября 2012