Школа стажеров ШНП и семинар администрации школ Усть-Лабинского района

В субботу, 24 октября, завершились эти два очень тесно связанные мероприятия, и вашему вниманию предлагаются свежие впечатления одного из организаторов обоих событий.

Школа стажеров ШНП и семинар администрации школ Усть-Лабинского района

21 октября Усть-Лабинск встретил нас холодным дождем и штормовым предупреждением на следующий день. Это сразу поставило под угрозу выполнение одного из ключевых пунктов программы – занятия по пионерингу, которое должно было состояться на школьном дворе.

Однако утром дождик, вопреки прогнозу, не превратился в ливень, и мы спокойно приступили к выполнению программы нового по формату мероприятия – Школы стажеров ШНП. Цель Школы – подготовить ребят, способных помочь организаторам лагерных смен – как дневных, так и выездных. А в дальнейшем – наладить механизм воспроизводства вожатых, которые составляют основу любого лагеря и которые так быстро взрослеют и покидают школу.

Поэтому утром 22 октября в гимназии № 5 г. Усть-Лабинска собрались 36 самых активных ребят – участников лагерных смен в Усть-Лабинском районе и на Байкале. Каждая кандидатура обсуждалась, и случайных людей среди них не было.

Как же проходила Школа стажера и что отличало ее от других мероприятий ШНП?

Во-первых, из 36 стажеров 30 получили белые футболки и только 6 – черные, это были самые опытные ребята, фактически – эксперты, которые на предстоящей дневной осенней агросмене будут стажироваться в роли руководителя смены. Эксперты сели за отдельный стол. Остальные ребята расселись по группам согласно 3 кустовым осенним агросменам:

  • школа № 6 г. Усть-Лабинска (лагерь «Молоко»),
  • школа № 19 ст. Ладожской (лагерь «Семечко») и – впервые,
  • школа № 7 ст. Воронежской (лагерь «Колосок»).

Во-вторых, обычный этап знакомства на этот раз прошел под лозунгом «В каких программах ШНП я участвовал и что делал», потому что почти все участники были уже хорошо знакомы.

А самое главное - ребята впервые занимали позицию не участника лагеря, а организатора. Но при этом нужно было все время представлять себя на месте участника.

Содержанием занятий стажеров были важнейшие элементы их жизни в лагере и в школе, а также то, как устроены эти две различные организации. Что касается формы занятий, то здесь использовалась хорошо знакомая участникам Школы тайн и открытий технология Карты понятий.


Как это было?

Сначала ребятам нужно было вспомнить и осознать, чем для каждого из них был и является ЛАГЕРЬ. Именно это слово было вписано в большой круг на листе флип-чарта, а ребята после 3-минутного раздумья писали результаты этих раздумий на стикерах, подходили к флип-чарту и приклеивали их вокруг кружка.

Что было удивительным для человека, который не раз и не два проводил сам такое упражнение и наблюдал, как его проводит Кэрол Бреннан и учителя начальной школы: стажеры, не сговариваясь, прилепили свои стикеры так, что получился всенародно любимый на Кубани цветок подсолнуха!

Когда строительство подсолнуха был завершено, ведущая – психолог гимназии

И.А. Бондаренко начала зачитывать содержимое стикеров и записывать те мысли, которые наиболее часто повторялись. Оказалось, что чаще всего упоминалось слово ОПЫТ, за ним шли ЗНАНИЯ, не обошлось и без ДРУЖБЫ, ВЕСЕЛЬЯ и других хороших слов.

Затем ребята, работая в группах, подумали на тем, КАК УСТРОЕН (РАБОТАЕТ) ЛАГЕРЬ, изобразили это на схеме, и каждая группа передала свою схему соседней группе. Получив схему от соседей, группа за 5 минут предлагала и наносила на схему свои дополнения на тему ЧТО МОЖНО УЛУЧШИТЬ в организации лагеря, и потом схема отправлялась дальше по часовой стрелке. Когда все схемы вернулись к своим авторам, они проанализировали предложения коллег, выделили одного представителя, и он доложил всем результаты работы.

Вспомнив хорошенько лагерь и жизнь в нем, а также предложив свои соображения по улучшению условий этой жизни, стажеры, действуя таким же образом, составили карту понятия ШКОЛА, а после обеда – схему КАК УСТРОЕНА (РАБОТАЕТ) ШКОЛА.

Первый день Школы стажеров ШНП завершился рефлексией, которая приняла несколько формальный характер, и все разошлись в раздумьях, почему же так получилось...

На второй день погода немного улучшилась, дождик почти перестал, и уже ничто не угрожало занятию по пионерингу, которое прошло во дворе школы. Кроме пионеринга, прошли занятия еще по 4 образовательным блокам, которые стажеры будут проводить в дневных лагерях в начале ноября.

Но началось все с обычного для лагерей командообразования, но это было планирование будущих занятий с восьмиклассниками в дневных лагерях: на каждую из запланированных игр ребята в своих группах выделили по одному стажеру, который будет вести эту игру.

После этого приступили к планированию образовательных блоков в дневных лагерях. При этом были учтены особенности дневного лагеря: сокращенная программа, и то, что все блоки пройдут в один день. Обсудив вопрос в группах, стажеры предложили около десятка интересных тем, среди которых были и Кайдзен, и Инженерная книга, и даже Инженерная культура.

Пришлось обсуждать, какие 5 из них останутся, и отбор происходил по критерию - без чего нельзя обойтись при построении агробизнеса. В конечном счете, сошлись на списке из 5 образовательных блоков:

  1. Экономика малого бизнеса
  2. Особенности агробизнеса
  3. Маркетинг и реклама
  4. Пионеринг
  5. Документация

Еще одна, шестая тема, которую активно поднимали и обсуждали стажеры, звучала как Управление в малых группах, но решили, что она – самая важная, так как напрямую относится к повседневной жизни в лагере, и ее не стоит ограничивать рамками образовательного блока, а следует ежедневно обсуждать во время вечерней рефлексии.

После определения перечня тем, каждая из «кустовых» групп выделила преподавателей, которые будут вести эти образовательные блоки, и стажеры образовали 5 новых групп по этим темам, которые собравшись отдельно, составили подробный план занятия по своим темам. При этом роль консультантов играли как взрослые, так и стажеры-эксперты в черных футболках. По окончании обсуждения будущие преподаватели доложили Школе планы своих занятий.

Занятия Школы стажеров ШНП завершились рефлексией, которая прошла намного более живо и искренне, что еще раз подтвердило правило «Нет проблем – нет рефлексии» и показало стажерам, что не нужно стараться облегчить жизнь своим подопечным в дневном лагере. Ребята открыто говорили о своем волнении перед выполнением новой для них роли, о чувстве ответственности за поставленную задачу и за подопечных восьмиклассников, которые вливаются в агротехнический раздел Программы ШНП.

Но завершилась Школа не для всех стажеров – 6 экспертов в черных футболках отправились вместе со взрослыми в лагерь Тополек, где после обеда открылся проектировочный семинар для директоров и администрации школ Усть-Лабинского района. И это уже другая история.

На этот семинар Усть-Лабинское районное управление образованием собрало 38 человек -директоров школ №1, 2, 4, 6-20, 22-27, 30, 31, 36 и заместителей директоров школ №2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 11, 19, 28 (т.е. фактически – все школы района, кроме двух). В работе семинара участвовали также руководитель РУО А.А.Баженова, ее заместитель Н.В.Тимонина, зам. руководителя районного УМЦ Е.Г. Долотина, а также И.А. Бондаренко (гимназия № 5) и, И.В. Полтарабатько (школа № 2). Перед директорским семинаром стояла цель – разработать проекты улучшений в школах, используя технологию кайдзен, по которой большинство из них прошло обучение на протяжении 2015 года по программам и под руководством персонала Японского кайдзен-центра в Краснодаре.

Естественно, занятия начались с работы над картой понятия КАЙДЗЕН, которое было составлено из представлений всех участников семинара. Выяснилось, что «уровень остаточных знаний по теме» достаточно высок, что говорит об уровне и качестве преподавания Японского кайдзен-центра, за что участники и организаторы семинара весьма признательны специалистам Центра во главе с его директором – О.П. Андреевой.

Припомнив теорию, участники семинара, разделившись на 6 групп, к каждой из которых был прикреплен 1 стажер-эксперт, отправились на футбольное поле, где их ждала игра, придуманная к образовательной экспедиции в г. Черемхово сотрудницей компании Иркутскэнерго Еленой Голенковой и И.М. Гребенником. В эту игру уже играли участники летней Агрошколы-2015 в Топольке, и теперь школьная администрация с азартом принялась за возведение конструкций методом пионеринга.

Вела игру зам. директора школы № 2 И.В. Полтарабатько, которая снимала на видео действия участников, а затем уже в зале организовала просмотр видео и анализ потерь, чтобы во время второго выхода «в поле» выстроить такую же конструкцию, но уже согласованно, без суеты, лишних движений и потерь времени.

Здесь кайдзен предстал перед участниками во всей своей красе - через практику и личный опыт, то есть через собственные впечатления и переживания, через ощущение тугой веревки и занозистых брусьев, через легкую усмешку над собственными ошибками и радость преодоления…

После этого в зале их ждало глубокое погружение в собственные представления о главном деле их жизни – этому помогла индивидуальная работа с картой понятия ШКОЛА, и директорские руки вывели на большинстве стикеров слово ЖИЗНЬ. Следующие места заняли ВТОРОЙ ДОМ, СЕМЬЯ, ТВОРЧЕСТВО…

А нашим стажерам-экспертам было интересно снова поработать в группах, но уже с руководством школ над отработанной накануне схемой КАК УСТРОЕНА (РАБОТАЕТ) ШКОЛА. Все происходило так же, как вчера на Школе стажеров, однако схемы у взрослых получились, пожалуй даже более красочными и выразительными, чем у детей. Без слов было понятно, что удерживает этих людей на их нелегкой работе.

Однако пришлось вернуть их к теме семинара и начать работу с понятием ПОТЕРИ. Снова был запущен алгоритм коллективного творчества, который породил множество горьких эмоций, отразившихся на результатах – все та же боль за время и энергию, потраченные впустую на оформление массы бумаг, работу с разнообразными проверяющими органами…

И все же удалось настроить участников на поиск направлений, где можно найти потери, которые школа может устранить своими силами. Эта работа закончилась тем, что были определены 6 таких направлений:

  1. Благоустройство школьного двора
  2. Развитие детского самоуправления
  3. Развитие платных услуг
  4. Формирование здорового образа жизни
  5. Мотивация педагогов
  6. Повышение результатов ЕГЭ через обеспечение преемственности образования

День завершился общей рефлексией, на которой взрослые участники семинара и стажеры прежде всего выразили удивление и восхищение друг другом. Кроме этого, они продемонстрировали осознание того, что детско-взрослое сотрудничество и сообщество – вещь вполне реальная, полезная и необходимая в реалиях сегодняшнего дня. Получился большой откровенный разговор о том, чем живут школы района, в котором приняло участие руководство РУО в лице А.А. Баженовой и Н.В. Тимониной, а также организаторы семинара.

В субботу с утра явились все участники предыдущего дня!

Они припомнили выявленные накануне направления и решили работать в тех же командах и по тем же направлениям. При этом работа была организована также по одной из технологий кайдзен – в формате, известном, как Проект А3.

Чтобы освежить знания об этом формате, снова была использована карта понятий: оказалось, что в каждой группе есть люди, знакомые с этим форматом проектной работы, и работая сообща, группам удалось его восстановить. Строгость формы здесь не играла главной роли, тем более, что при поиске в Сети можно обнаружить множество вариантов этой формы, зависящих от особенностей производства. Главное, что участники пришли к выводу, что этот формат хорошо согласуется с целью семинара – созданию школьного проекта улучшений по выбранным направлениям. Вот к какой форме пришли участники.

В этом формате и начали разработку своих проектов все группы. Результаты этой работы были доложены и обсуждались всеми участниками семинара, при этом организаторы подчеркивали, что Проект А3 – это не плановый документ и не форма отчета, а удобный рабочий технологический инструмент для обсуждения и принятия решений. Эта форма может и будет меняться по ходу работы, она не должна слишком тщательно оформляться – наоборот, хороший Проект А3 – это лист, содержащий множество поправок, помарок, замечаний, пометок. Лучше всего заполнять его карандашом, чтобы можно было вносить поправки и изменения на очередных встречах проектной команды.

А составление плана работ и отчета – это другая, отдельная работа. Об этом участникам напомнила Н.В. Тимонина, которая предложила участникам в срок до 16 ноября оформить свои планы работ по школьным проектам улучшений и выслать их в РУО.

Этим завершилась основная часть семинара, а после обеда организаторы семинара в рамках рефлексии поделились с участниками обзором тех образовательных технологий, которые были использованы при подготовке и проведении семинара:

1. Индуктивное обучение (от проб – к анализу ошибок – и обучению) как дополнение к дедуктивному

2. Обучение действием

3. Физическая активность

4. Обучение в малых группах

5. Проектный метод

6. Визуализация

7. Коллективное преподавание (бригадный подход)

8. Разновозрастные группы

9. Интерактивное обучение

10. Директивное обучение в гармонии с исследовательским

11. Выосвобождение творческой энергии за счет гармонии анализа и синтеза в проектной деятельности

12. Взаимодействие малых групп (взаимообогащение проектов при их передаче из одной группы в другую)

13. Гармония со-трудничества и со-ревнования (подарки друг другу - вместо оценки и защиты)

14. Карты понятий

a) Обучение действием (без определений, выработка навыков)

b) Диагностика остаточного уровня знаний

c) Формирующее оценивание как обратная связь

d) Выравнивание уровня знаний группы

e) Физическая активность

f) Индивидуальная и групповая работа

g) Концептуализация и систематизация знаний

15. Рефлексия в кругу (элемент принуждения в гармонии с эмоциональной разгрузкой)

16. Проект А3 и возможность переноса этой технологии на другие формы проектной деятельности в школе

17. Контекстное обучение

Последний пункт относится к самой конструкции семинара: КАЙДЗЕН представлял контекст семинара (отвечая на вопрос: ЧТО являлось его содержанием), в то время как перечисленные технологии (отвечающие на вопрос: КАК доносилось это содержание) усваивались участниками параллельно и не полностью осознанно.

Что впрочем, не помешает участникам использовать эти технологии в своей практике образования и управления.

Итоговая рефлексия завершилась словами благодарности и взаимными пожеланиями успеха. К прошедшему комплексу из двух детско-взрослых интерактивных мероприятий в полной мере можно отнести слова:

ВСЁ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ!

Р. Лачашвили

Все фотографии