«Счастливец с первых дней…»

Второй год подряд ученикам школы № 23 х. Братского Усть-Лабинского района посчастливилось стать участниками ежегодного Горчаковского форума, который прошел в городе Павловске в Школе имени А.М. Горчакова. Нынешний IV Горчаковский форум был посвящён проблемам исследовательской работы учащихся. Он включал в себя проблемный семинар для учителей и научную конференцию для учащихся «Школа и наука»

«Счастливец с первых дней…»

Второй год подряд ученикам школы № 23 х. Братского Усть-Лабинского района посчастливилось стать участниками ежегодного Горчаковского форума, который прошел 2 ноября 2012 года в городе Павловске в Школе имени А.М. Горчакова.

Нынешний IV Горчаковский форум был посвящён проблемам исследовательской работы учащихся. Он включал в себя проблемный семинар для учителей и научную конференцию для учащихся «Школа и наука». Отбор работ для конференции был довольно строгим: из трёхсот представленных исследований лишь сорок были отобраны для защиты в Школе Горчакова. Тем большей была гордость наших учеников, работа которых – «Опыт виртуального музея, посвящённого А.М. Горчакову» - вызвала интерес у хозяев форума.Руководители проекта «Виртуальный музей А.М. Горчакова» Н.П. Шматкова и Е.В. Кравченко

Рассказывают Наталья Петровна Шматкова, учитель русского языка и литературы, и Елена Владимировна Кравченко, учитель информатики, – руководители проекта «Виртуальный музей А.М. Горчакова».

«Поездка в город Павловск – это новые впечатления, друзья, путешествия по тем местам самого Павловска, Пушкина и Санкт-Петербурга, которые священны для тех, кто любит и ценит историю и культуру своей Родины.

Хочется рассказать и об этой очень интересной Школе, так непохожей на наши привычные общеобразовательные учреждения. Она была открыта по инициативе бизнесмена С.Э. Гутцайта в 1999 году. В качестве прототипа был выбран Царскосельский лицей, воспитавший целую плеяду блестяще образованных российских государственных, общественных и культурных деятелей. Как и в Лицее, в Школе на условиях пансиона учатся только мальчики (два класса по 20 человек – старший и младший). Здание школы находится в одном из самых живописных уголков города Павловска – в отреставрированной даче семьи художников Брюлловых. Особенность интерьеров учебного заведения – в тщательно продуманном переплетении старинной мебели, музыкальных инструментов, подлинных картин XIX века в уголках отдыха и современнейшего оборудования в офисах и учебных кабинетах.

Не специализируясь в каком-то узком направлении, Школа имени Горчакова предлагает своим воспитанникам глубокое разностороннее образование: ученики осваивают предметы, предусмотренные государственным образовательным стандартом, и помимо этого играют на нескольких музыкальных инструментах, путешествуют по России и зарубежным странам, изучая традиции и культуру различных народов, участвуют в учебных, творческих и социальных проектах. В настоящее время Школа имени А.М. Горчакова является блестящей альтернативой ведущим европейским школам-пансионам.В Горчаковской библиотеке

Гости горчаковцев – учителя и ученики из разных уголков России – с первых минут пребывания в Школе ощутили не только интеллектуальную атмосферу, но и необычайное гостеприимство хозяев: нам бесплатно предоставили уютные комнатки детского общежития, питание и культурную программу: путешествие в Царское Село, концерт органной музыки. Мы могли в любое время пользоваться огромной библиотекой Школы, компьютерами и Интернетом.

В научной конференции школьников 2 ноября принимали участие воспитанники-горчаковцы, а также ученики гимназий и лицеев из Санкт-Петербурга, Пушкина, Колпина, Ломоносова, Осташкова, Ульяновска, Казани. Мы были единственными представителями сельской школы, нам даже пришлось объяснять любопытным ульяновцам, что значит – хутор.

Ведущими четырёх секций, в которых проходила защита исследовательских проектов, были преподаватели Школы имени Горчакова, а также доценты и профессора Санкт-Петербургского университета Л.С. Илюшин, Б.В. Аверин, А.С. Цветков. Авторы проекта «Виртуальный музей А.М. Горчакова»: Потапова Анна, Смоленцев Алексей, Сушко Дарья, Волошина ТатьянаНаша работа была представлена в секции «Краеведение». Защита проекта на таком уровне – настоящее испытание для юного исследователя: надо не только ярко и достойно представить свою работу, но и ответить на множество вопросов, отстоять свою точку зрения в спорных моментах, выслушать критику и иметь мужество согласиться с её объективностью. А критики было очень много! Ведущие секций сразу предупредили участников конференции, что цель форума – не столько похвалить за удачи, сколько показать юным исследователям их промахи и ошибки, помочь по-новому, с научной точки зрения, взглянуть на верность формулировки темы, проблем исследования и выдвигаемой гипотезы, оценить состоятельность доказательной базы. Поэтому эта конференция стала для нас уникальной возможностью поучиться тому, как выстраивать исследовательскую работу, чётко организуя каждый этап её реализации.

Наш проект, который мы представляли на форуме, называется «Счастливец с первых дней…». Опыт виртуального музея, посвящённого жизни и деятельности А.М.Горчакова». Его авторы - учащиеся 7 класса Смоленцев Алексей, Потапова Анна, Волошина Татьяна и Сушко Дарья. Цель виртуального музея - собрать и систематизировать историко-художественные, мемуарные и изобразительные материалы, отражающие самые важные вехи жизни и государственной деятельности Александра Михайловича Горчакова, являющегося для нас примером гражданина, своей жизнью и деятельностью доказавшего, что интересы России и народа для него превыше всего, и самоотверженной службой принесшего Отечеству пользу и славу. Над проектом мы работали более восьми месяцев и в итоге создали виртуальный музей великого дипломата, состоящий из 14 залов. В нём собрано большое количество материалов, которые представляют интерес для людей, увлечённых историей российской дипломатии, и вообще историей и культурой России, потому что имя канцлера Горчакова тесным образом связано со многими выдающимися деятелями нашего государства.

Награждение победителей. Директор Школы имени А.М. Горчакова А.В. Кузьмин, кандидат филологических наук (справа), заместитель директора М.В. Пасынков (слева)Наш проект вызвал интерес, мы, к большой нашей радости, стали дипломантами секции «Краеведение». Кроме этого, приятно было услышать лестные для нас слова о том, что ученики в глубокой провинции способны создавать интересные работы не хуже, чем в ведущих школах страны.

Над проектом мы будем работать и далее, потому что хочется, во-первых, учесть те замечания, которые были нам сделаны во время форума, а во-вторых, в наших замыслах открыть новые залы, посвящённые великому государственному деятелю России.

У бюста А.М. Горчакова в Александровском саду. Санкт-ПетербургОдна из методических проблем, над которой работает педагогический коллектив нашей небольшой сельской школы, - это широкое вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность, обладающей огромным интеллектуально-творческим потенциалом. На протяжении десяти лет в школе успешно действует научно-исследовательское общество. Юные исследователи совместно со своими руководителями-педагогами работают в самых разных направлениях, представляя продукты своей деятельности на уроках, школьных научно-практических конференциях и исследовательских конкурсах самого разного уровня».