Проекты, проекты…

Как всегда, в конце апреля в базовой школе № 26 г. Москвы проходил смотр результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся. Однако в этом году с подачи директора школы Елены Владиславовны Орловой ребятам была предложена совершенно необычная форма этого мероприятия – баркемп

Что такое баркемп, можно узнать в наших любимых Летописях.ру, а пока можно воспользоваться русским переводом – самосбор, и его определением из тех же Летописей: «Самосбор — это конференция, которую организовывают сами участники. От вас зависит, какой она будет».

Конечно, школа рисковала, предлагая ребятам такую форму, которая предполагает максимальную самостоятельность участников (кстати, даже у взрослых первый баркемп прошел в России только в конце февраля 2008 года, и я помню, как непросто пришлось его инициаторам. Но всем понравилась свободная атмосфера, полное отсутствие того ритуального занудства, которое может засушить на корню даже самое интересное собрание специалистов и погрузить их в тревожный сон в неудобных позах…

За два года, прошедшие со дня первого баркемпа, удалось выработать правила для тех, кто хочет участвовать, и среди них – главные (см. Летописи):

«• Удовлетворенность от события зависит от собственного настроя — с чем придете, так и пройдет для вас самосбор. Приходите с позитивными эмоциями и делитесь ими.

• Помогайте выступающим: развивайте их идеи, предлагайте альтернативы, подсказывайте аналогии. Интенсивно обменивайтесь идеями и фактами».

Но вернемся в 26-ую школу, которая с утра 22 апреля напоминала улей, полный деловито жужжащими пчелами. Сначала этот кажущийся хаос ошеломлял, но затем ты начинал понемногу разбираться в нем и находить некоторую систему. В этот день школа знакомилась с гуманитарными проектами своих учащихся.

Авторы стояли рядом с постерами (это такие плакаты, которые могут стоять сами по себе благодаря твердой картонной основе) и пытались сохранять ученую важность перед атакующими их посетителями. Самыми активными и дотошными были, конечно, ученики начальной школы – им было интересно все, и они пытались добраться до самой сути.

На стенах висели большие листы бумаги, на которых самые амбициозные авторы написали названия своих докладов, а самые любопытные начали записываться к ним в качестве участников обсуждения. Было интересно наблюдать, как народ читал заголовки и немудреную саморекламу типа «будет показан фильм о конце света в 2012 году» или «в конце предполагается чаепитие с баранками, пастилой и конфетами», а потом записывался: большие записывались сверху вниз, маленькие – снизу вверх.

Вдруг откуда-то прозвучал громогласный завуческий голос и провозгласил начало баркемпа – народ тут же бросился занимать места в аудиториях.

Я успел поучаствовать в трёх сессиях баркемпа.

В одном месте десятиклассник по имени Лев и с соответствующей прической доказывал на практике, что невербальное общение может быть не менее эффективно, чем вербальное (словесное). Он приглашал участников и поручал им сообщать друг другу информацию, не пользуясь словами. Было много смешного и поучительного, но больше всего запомнился третьеклассник, который изображал лягушку: не только натуральнейшие прыжки, но и несравненное выражение глаз позволили остальным участникам не только распознать это животное, но и проникнуться проблемами его нелегкой жизни.

В другом помещении десятиклассник Никита стращал народ прогнозами конца света, ссылаясь на календарь индейцев майя, который на 2012 году просто кончается. Но после ряда примеров несбывшихся прогнозов Никита успокоил собравшихся, показав им фильм, где конец жизни на нашей планете связывался не с индейцами (которым возможно, просто стало лень рисовать свой календарь), а с астероидами и кометами, которые то и дело шастают в ближайших окрестностях Земли.

Потом меня занесло в помещение, переполненное любителями баранок и пастилы, где я узнал, кто такой Санта Клаус, откуда пошел европейский обычай вешать на ночь чулки для сбора подарков, затем меня заставили выучить и спеть английскую песенку про звенящие колокольчики. Хор любителей пастилы был таким мощным, что видимо, Санта Клаус проснулся от весенней спячки и решил, что наступило Рождество, но это был всего лишь проект седьмого класса «Неизвестное Рождество».

Наконец тот же могучий голос объявил об окончании баркемпа, и все дружно потянулись в актовый зал, где происходила открытая защита проектов, и каждый желающий мог задать докладчику любой вопрос. Здесь баркемповская вольница закончилась, и началась серьезная научная работа: были представлены 8 докладов, и их оценивали эксперты из академических институтов, а также коллеги из известных московских школ, в том числе – из знаменитого Пушкинского лицея.

Особенно мне запомнились доклады двух девятиклассников о войне. Сначала Роман рассказал нам о коллаборационистах, которые помогали гитлеровцам творить их черные дела на территориях Западной Украины, Литвы, Латвии и Эстонии. Ему удалось собрать интереснейший материал, и большинство присутствующих не поверило своим глазам, когда на экране возник величественный памятник Степану Бандере, возведенный за годы президентства В. Ющенко.

Затем Иван ознакомил аудиторию с темой войны: оказалось, что кроме ужаса и горя, война являлась двигателем научно-технического прогресса. Оба доклада вызвали бурную, долго не смолкавшую дискуссию.

Первый день ознаменовался визитом высоких гостей из Болгарии – школу неожиданно посетили Стоянка Почеканска– главный эксперт по русскому языку Министерства образования и науки Республики Болгария; Координатор болгарской национальной сети базовых школ с изучением русского языка; член редакционного совета журналов «Обучение иностранным языкам» и «Болгарская русистика», член Координационного совета Международного педагогического общества в поддержку русского языка, Правления Общества русистов Болгарии и Генеральной ассамблеи Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы и Коста Базитов вице-мэр города Варна.

Гостям показали все, что они хотели, и они остались очень довольны увиденным, приглашали в Болгарию и высказали убеждение, что нужно дружить школами.

Второй и третий день были посвящены естественно-научным видам учебной деятельности. И снова – баркемпы. В одном месте меня научили добывать эфирные масла из лимонной кожуры, в другом – кислоту из тертых яблок. Я увидел в микроскопе, как пыльца обычного лютика отличается, если собирать ее в Кенозерском национальном парке и на 56 км Можайского шоссе (еще бы ей не отличаться!). Были еще опыты с реставрацией, выращивание кристаллов и многое другое.

А на открытой защите нас пригласили в путешествия – сначала это была Якутия, вечная мерзлота толщиной от 2 до 1000 м, украшения из оленьих шкур и бисера, Ленские столбы и наконец, живая этническая музыка в исполнении на комусе Даниилом Костенко.

А потом сразу – Армения с ее хачкарами (это такие каменные резные кресты с причудливым орнаментом), горами, храмами и высокогорным озером Севан. Мы узнали, почему символ Армении – гора Арарат находится за границей, хотя и в пределах видимости, и как армяне приняли христианство в IV веке.

Потом была работа по краеведению. Казалось бы, какое краеведение в мегаполисе? Но семиклассница Ирина удивила всех серьезнейшей и интересной работой по изучению Ленинского проспекта, который «течет, как река» в 200 м от школы…

Народ расходился довольный, тем более, что лауреаты открытых защит были пожалованы отличными оценками за год (!) по тем предметам, которые лежали в основе проектов.