Погружение в тестологию

В понедельник 4 апреля в базовой школе № 26 г. Москвы состоялся первый семинар по тестологии. По названию можно догадаться, что речь шла о тестах, но на самом деле – о заданиях в тестовой форме. К такой четкости сразу же призвал ведущий семинара, доктор педагогических наук, главный редактор журнала «Педагогические измерения» Вадим Сергеевич Аванесов

Погружение в тестологию

В понедельник 4 апреля в базовой школе № 26 г. Москвы состоялся первый семинар по тестологии. По названию можно догадаться, что речь шла о тестах, но на самом деле – о заданиях в тестовой форме. К такой четкости сразу же призвал ведущий семинара, доктор педагогических наук, главный редактор журнала «Педагогические измерения» Вадим Сергеевич Аванесов. Кстати, его сайт так и называется http://testolog.narod.ru/.

Зачем школе понадобилось знакомство с этой наукой? Прежде всего, это – насущная потребность всей отрасли, где внедрение стандартов ставит задачу измерения всех параметров, заданных этими стандартами. А для базовой школы это – естественное продолжение работ последних лет, когда учителя занялись разработкой электронных образовательных ресурсов и тестовых заданий для контроля текущей успеваемости.

Как известно, работа с СДО РУСАЛ под руководством И.А. Скальского позволила учителям различной предметной специализации приобрести опыт взаимодействия с компьютером уже на уровне не пользователя, а разработчика. Сейчас доля контрольных мероприятий, проводимых в школе с помощью нетбуков, быстро приближается к 100%. Школа активно участвует в экспериментальных работах по внедрению формирующего (или формативного) оценивания, задача которого – не столько контролировать, сколько помогать учащимся осваивать новый материал.

Но вот оцениванием самих заданий школа пока не занималась. Впрочем, оказалось, что этим нечасто занимаются и составители контрольно-измерительных материалов (КИМ), используемых в ЕГЭ. А как же без этого понять, что и как измеряют наши тестовые задания? Вот здесь и приходит на помощь аппарат тестологии, цель которой - обеспечить надежность и валидность измерений.

Вадим Сергеевич начал с изложения своего понимания новой дидактики: вместо привычной схемы «учитель говорит – ученик слушает» он предложил рассмотреть новую схему: «учитель готовит текст и задания к нему – ученик читает текст и выполняет задания». Это сразу напомнило схему И.А. Скальского – «Читаю – Выполняю – Проверяю – Отвечаю (ЧВПО)». А как меняется при этом роль учителя? Он становится фасилитатором (помогает организовать обучение), тьютором, готовым прийти на помощь в любую минуту каждому из учеников, интерпретатором, помогающим проникнуть в содержание текста. Здесь участникам семинара вспомнились занятия герменевтикой, нацеленные на глубинное понимание смысла текста, и они почувствовали, как словно кусочки смальты, складываются в единую мозаику все знания, которые школа открыла для себя за последние годы.

Слушателям были предложены четыре формы заданий в тестовой форме, которые чаще всего встречаются в практике, а затем они получили ряд практических рекомендаций по составлению заданий, например, вместо вопросов использовать высказывания, которые могут быть признаны истинными или ложными – с точки зрения учащегося, выполняющего задание. Кроме этого, рекомендуется избегать повелительного наклонения, чаще использовать задания, где несколько правильных ответов и много отвлекающей информации.

С чего, согласно предлагаемому подходу, можно начинать работу - структурировать или квантовать текст, разбить его на фрагменты и лучше всего, - придумать каждому из них заголовок. После этого к каждому из таких фрагментов можно придумать один или более вопросов.

Время первого занятия пробежало быстро, и вот уже пришла очередь домашнего задания: к будущему понедельнику составить (или найти) текст, разбить его на фрагменты, озаглавить их и придумать к тексту задание в тестовой форме.

Р.А. Лачашвили