Первая игровая образовательная сессия в школе № 26

С понедельника 18 апреля школа № 26 на три дня погрузилась в Игровую образовательную сессию «Схематизация как средство организации коллективной работы по пониманию текстов» (на материале рассказа Ю.Коваля «Вода с закрытыми глазами»). В игре приняли участие учащиеся двух пятых и одного шестого классов, а организацию их творческой работы обеспечивали полтора десятка взрослых – игротехники, методологи, эксперты

Первая игровая образовательная сессия в школе № 26

С понедельника 18 апреля школа № 26 на три дня погрузилась в Игровую образовательную сессию «Схематизация как средство организации коллективной работы по пониманию текстов» (на материале рассказа Ю.Коваля «Вода с закрытыми глазами»). В игре приняли участие учащиеся двух пятых и одного шестого классов, а организацию их творческой работы обеспечивали полтора десятка взрослых – игротехники, методологи, эксперты.

Постоянные читатели наших новостей помнят репортаж о подобной игре в ЦО «Измайлово», и проводя такую же игру, базовая школа провела двойной эксперимент: с одной стороны, эта первая игровая сессия сама по себе – совершенно новая для школы образовательная форма, с другой стороны – ни школа 26, ни педагоги ЦО «Измайлово» не то, чтобы не имели опыта, но даже не знали о попытках передачи такой сложной образовательной технологии от ее авторов в другую школу. Поэтому постоянное участие в Игре руководителя социально-психологической службы ЦО «Измайлово» И.Г. Назаровой стало не только неоценимой поддержкой, но и повысило ответственность организаторов Игры в базовой школе.

Волновались и переживали все, кроме детей, которые поначалу не очень понимали, что от них требуется, но быстро освоились и начали просто играть. Играть азартно, но вдумчиво, открывая для себя прелесть неспешного чтения, обсуждения прочитанного, проникновения в смысл рассказа.

Очень скоро дети прочно перехватили инициативу. Конечно, не все. Но был один пятиклассник, который задумчиво молчал, пока вся группа активно спорила о той версии, которую она предъявит на пленарном заседании. Затем вдруг попросил слова и спокойно, с остановками, как бы додумывая на ходу, изложил свою версию, которая поразила меня своей философской глубиной: жизнь человека конечна, но цикличность жизни природы дает ему утешение в его смертности.

Конечно, слова были не эти, и не сразу он пришел к этому пониманию, а уже на третий день, но это была его догадка, и он отстаивал ее в группе со спокойным достоинством: когда группа во главе с игротехником в очередной раз спросила, не хочет ли он присоединиться к версии группы, он твердо заявил, что он будет представлять на пленаре свою версию. И представил. Внятно и четко.

Было это в самом конце дня, когда большинство участников устали и слушать, и задавать вопросы, но как-то так случилось, что уже на следующий день очень многие стали думать в этом направлении: если на первом пленаре большинство считало, что текст - о взаимопонимании и взаимопомощи двух человек, то уже на втором - косяком пошли вариации на тему «человек-природа». Удивила также маленькая девочка, которая вышла к флип-чарту и одним махом положила на лист сложную структурную схему, которую сразу же стали достраивать ее одноклассники. Понравились рассудительные и рефлексивные шестиклассники, которые на равных вели дискуссии во взрослыми и сделали из происшедшего весьма интересные выводы.

Выводы детей были очень поучительны:
- Понравилось, что нас выслушивали…
- Мы сами решали, куда двигаться…
- Я на уроке часто отстаю, а здесь можно было не спешить и подумать…

Выводы учителей тоже были интересными:
- Очень трудно было сдержать в себе учителя и отдать инициативу детям…
- Они сначала робели с непривычки, а потом так разошлись, причем – по делу…

Конечно, и те, и другие многому научились. Прежде всего – освоили на практике применение самого понятия «версия», столь непривычного для педагога как носителя Истины.

Конечно, не всё ещё получилось, как было задумано, но большинство игротехников составляли интерны школы, для которых всё было впервые. Многие еще не всё осознали из того, что сделали, но впереди – не одна игровая сессия.

Главное – школа убедилась, что у нее получается.

А тем, кто читал рассказ Юрия Коваля «Вода с закрытыми глазами» (мы приводили его полностью) дети преподносят подарок – замечательную иллюстрацию, которую авторы подписали. С полным пониманием значимости своего произведения и своего авторского вклада в его понимания.

Р. Лачашвили