Открытие юбилейного года Программы «Школа нового поколения»

С 24 по 27 февраля представители администрации этих образовательных организаций собрались на Юбилейную образовательную сессию в подмосковном поселке Валуево, где на протяжении четырех дней работали над тем, что можно сделать, чтобы осенью новыми достижениями отметить 10-летний юбилей Программы ШНП. Главной темой сессии стал запуск проекта «Школа инженерной культуры»

Открытие юбилейного года Программы «Школа нового поколения»

В 2004 году на базе московской школы № 26 родился новый образовательный проект - «Школа Нового Поколения», который был принят и поддержан Благотворительным Фондом Олега Дерипаска «Вольное Дело». Вскоре локальный проект был преобразован в межрегиональную программу, перед которой вначале стояли две задачи: создание экспериментальной образовательной площадки в школе № 26, которая стала базовой для Программы, и межрегиональное организационное развитие. В сентябре 2004 г. в базовой школе был организован экспериментальный первый класс, с которым начал работать коллектив педагогов старшей школы, не имеющих опыта работы с детьми начальной школы. Это позволило не только получить совершенно новый опыт коллективной исследовательской работы педагогов, но и быстро распространить его на всю школу. Целью исследований было построение целостного образовательного процесса, включающего воспитание и развитие детей.

001 (1).jpg

Одновременно на огромной территории от Архангельска до Абакана шло формирование сообщества школ-участниц Программы «Школа нового поколения» (ШНП) в городах Абакане, Архангельске, Ачинске, Братске, Дмитрове, Иркутске, Красноярске, Миассе, Нижнем Новгороде, Новокузнецке, Павловске, Саяногорске, Селенгинске, Твери, Усть-Илимске, Челябинске, Шелехове, Ярославле и Усть-Лабинском районе Краснодарского края. Сразу стало ясно, что для эффективного взаимодействия школы необходимо оснастить компьютерными классами и обеспечить им доступ к сети Интернет. В течение 2004-06 гг. 40 школ получили 400 компьютеров, а начиная с 2007 г., в рамках проекта Фонда «Компьютер для школьника» еще 350 школ получили 82 000 нетбуков. Это дало возможность 3500 учителей и 82 000 школьников приобщиться к современным информационным и образовательным технологиям. Сегодня учителя школ, прошедшие соответствующее обучение, имеют возможность бесплатно пользоваться в облачном режиме мощными корпоративными системами электронного обучения компаний РУСАЛ и БАЗЭЛ.

002 (1).jpg

Межшкольное общение происходило не только в дистанционной форме: за эти годы было проведено более 100 конференций педагогов и администрации школ, 2 фестиваля творчества учащихся, выходила ученическая газета «Будь настоящим», в каждой школе появились собственные печатные издания, начали работать ученические пресс-центры и телестудии. Проведено более 70 лагерных смен различной тематики, ребята участвовали в образовательных экспедициях и экскурсиях в заповедные места Архангельской, Иркутской и Калужской областей, Ханты-Мансийского автономного округа, Краснодарского и Красноярского края.

Программа «Школа нового поколения» стала стержневой образовательной программой Фонда «Вольное Дело». Сегодня ее главный результат - тиражируемая модель школы, обладающей культурой самообучающейся организации: ее приняли 46 школ и колледжей из 9 регионов страны. Важнейшие составляющие образовательной модели ШНП:

  • целостный образовательный процесс в школе полного дня и полного года, где нет разрыва между обучением и воспитанием, основным и дополнительным образованием, между учителями различных учебных дисциплин 
  • проектно-исследовательская деятельность учащихся, которые постепенно переходят к выполнению проектов по заданиям, полученным извне школы - от будущих работодателей 
  • синхронизированное тематическое планирование и работа команды учителей с коллективом учащихся в коллективных делах 
  • культура самообучающейся организации, где школа сама выбирает направления профессионального развития педагогов, организует их постоянное коллективное обучение на рабочем месте и немедленное внедрение его результатов, что обеспечивает непрерывные улучшения различных аспектов школьной жизни 
  • учитель нового поколения, который подает пример исследовательского поведения, стремления к профессиональному совершенству, потребности в непрерывном обучении, овладения новыми технологиями, способности работать в команде, умеет наладить партнерские отношения с учащимися, играя роль советника и организатора совместной деятельности 
  • открытая школа, где педагоги и учащиеся регулярно посещают занятия и мероприятия своих коллег из других школ, формируя профессиональное сообщество, разделяющее ценности непрерывного обучения и профессионального развития.

Особый размах внедрение педагогических технологий ШНП приобрело, когда к ней начали подключаться сибирские школы из регионов присутствия бизнеса энергетического холдинга Еn+ Group, а менеджеры Компании стали заинтересованно и активно участвовать в процессе внедрения и проведения всех мероприятий ШНП, реализуя программы корпоративной социальной ответственности. Характерными примерами таких программ могут служить летние тематические смены в лагере «Сердце Байкала» (Малое Море) и образовательная экспедиция в государственный заповедник «Столбы» (Красноярск). Взаимодействие школы с местным сообществом и бизнесом имеет важнейшее значение для моногородов, жизнь которых зависит от успешной работы единственного предприятия, а таких немало среди участников Программы - Дивногорск, Жирекен, Пикалево, Сорск, Тулун, Черемхово и другие.

004.jpg

Что касается базового полигона Программы - московской школы № 26 (2086), то ее участие в Программе ШНП также принесло свои плоды: по итогам 2011/12 и 2012/13 учебного года она стабильно занимает 39-42-е места в рейтинге московских школ и входит в число 50 лучших школ России. За последние 3 года она трижды получала грант Мэра Москвы, а в конкурсе «Школа новых технологий» в декабре 2013 года заняла 3-е место в столице. Педагоги школы многократно получали гранты Мэра, выигрывали профессиональные конкурсы. Но главный ресурс, который был освоен школой – возможность не только работать в режиме самообучающейся школы, но и обучать коллег. Опыт внедрения педагогических технологий ШНП успешно распространяется в регионах, и сегодня в состав активных участников Программы «Школа нового поколения» входят 46 школ и колледжей из 9 регионов России.

С 24 по 27 февраля представители администрации этих образовательных организаций собрались на Юбилейную образовательную сессию в подмосковном поселке Валуево, где на протяжении четырех дней работали над тем, что можно сделать, чтобы осенью новыми достижениями отметить 10-летний юбилей Программы ШНП. Главной темой сессии стал запуск проекта «Школа инженерной культуры». В 21 веке качество инженерно-технического образования является вопросом национальной безопасности любой страны. В разных странах важным средством подготовки инженерных кадров стали специальные программы для школьников, и Россия не может оставаться в стороне. Инженерно-техническое направление в школе должно включать сильную естественнонаучную подготовку, но не ограничиваться этим, а предлагать широкий спектр возможностей для формирования инженерной культуры, основанной на базовых представлениях об устройстве мира и роли инженерного подхода в его преобразовании. Представления об устройстве мира формируются в процессе естественнонаучного образования, а инженерный подход – через приобретение школьниками личного опыта разработки и выполнения проектов самой различной природы - от научно-технических до социо-культурных. При этом раскрываются и развиваются критическое мышление, креативность и предприимчивость, коммуникабельность, навыки презентации, способность доказывать, убеждать и работать в команде – ценнейшие компетенции 21 века.

Первый день сессии начался с установления ее рамки: участники приняли на себя роль экспертов предложенной им концепции Школы инженерной культуры (ШИК) как модели образовательной системы школы. Действительно – кому, как не директорам школ быть экспертами практической реализуемости педагогических инноваций? Работа началась в формате творческой мастерской (ведущие - Р.А. Лачашвили, Е.В. Орлова): участники, разбившись на 5 команд, разработали описание культурных особенностей идеальной Школы нового поколения, включая ее ценности, нормы и правила, символику, ритуалы, артефакты и другие атрибуты. В следующей мастерской (ведущие – Р.А. Лачашвили, Е.В. Орлова) участники разработали ритуал и наметили сценарий такого важного события, как ежегодный запуск в школе проектно-исследовательской деятельности учащихся (ПИДУ). Задача усложнялась тем, что каждая школа (колледж) была представлена директором и/или его заместителем, а некоторые школы знакомились с ШНП впервые. Однако преодоление трудностей сразу сплотило команды, и представленные проекты показали их готовность использовать педагогические технологии ШНП в проекте ШИК.

Затем состоялось торжественное открытие юбилейного года Программы «Школа нового поколения». С большим приветственным словом выступила Генеральный директор Благотворительного Фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело» Тамара Дмитриевна Румянцева, которая была с первых дней главным заинтересованным лицом Программы, инициатором многих важных начинаний, вдумчивым экспертом, заботливым инвестором и строгим контролером всей многообразной деятельности, которая разворачивалась и разворачивается в рамках Программы. Обо всем этом она рассказала участникам в своем обстоятельном докладе, за которым последовала не менее обстоятельная презентация руководителя Программы Елены Владиславовны Орловой. Она развернула перед собравшимися историю Программы, в которой часто пионерские работы третьего сектора предваряли и готовили почву для значимых решений государства в области образования, подробно остановилась на ключевом ее аспекте – людях. С самого начала Программа была открыта и активно взаимодействовала с теми, кто в той или иной степени разделял ее ценности: Учителями, экспертами, активными соучастниками инноваций – от таких классиков отечественной педагогики, как Т.И. Шамова и В.Ф. Шаталов, и до молодых энергичных носителей идей 21 века. Участники сессии с энтузиазмом встретили выступления представителей энергетического холдинга En+ Group, без активного участия которых было бы невозможно за столь короткий срок развернуть такую объемную и яркую работу в Восточной Сибири, привлекая к ней самые различные образовательные организации в самых разных населенных пунктах на территории от Енисея до легендарных Шилки и Нерчинска. Причины заинтересованности бизнеса в развитии Программы раскрыла руководитель проектов по устойчивому развитию холдинга En+ Group Мария Грачева, и ее дополнили директор по персоналу компании «Востсибэнерго» Оксана Петровна Мищенко, руководитель PR-службы компании «Востсибуголь» Елена Сергеевна Самсонова и директор департамента корпоративных отношений компании «Союзметаллресурс» Борис Сергеевич Кузнецов, которые заверили участников в том, что интерес бизнеса к школе вызван не модой, а глубоким и постоянным интересом к людям, живущим на территориях присутствия бизнеса, его социальной ответственностью перед ними – вне зависимости от того, работают ли они на предприятиях холдинга, и будут ли работать на этих предприятиях будущие выпускники. Эта позиция нашла глубокое понимание у участников и затем нашла свое отражение в работе сессии, которая часто опиралась на концепцию школы, открытой к активному взаимодействию с бизнесом и местным сообществом. Школы, воплощающей в жизнь принципы частно-государственного партнерства через творческое взаимодействия с некоммерческими организациями, такими как Фонд «Вольное Дело» и основной оператор Программы – научно-методический центр «Школа нового поколения».

Вторая половина дня вплоть до позднего вечера была отдана актуализации всего спектра техник и приемов игровой педагогики ШНП (ведущие – И.М. Гребенник, Р.А. Лачашвили). Участники еще раз осознали через фрагменты игровой деятельности, как много в школьной жизни от Игры (даже если об этом не говорится напрямую), и создали наметки сетевого игрового мероприятия – общешкольной межпредметной Недели Ломоносова. Подготовка к мероприятию начнется уже после возвращения участников в свои школы и будет вестись в режиме сетевого взаимодействия, а проведение самой Недели будет приурочено к очередной годовщине со дня рождения русского гения (19 ноября). Проведение Недели Ломоносова во всех образовательных организациях Программы ШНП станет кульминацией юбилейного года ШНП, который завершится итоговой научно-практической конференцией.

007.jpg