Отчет о проведении обучающего семинара для школ Усть-Лабинского района, участвующих в Программе ШНП

26-27 июня 2012 г. на базе школы № 6 г. Усть-Лабинска был проведен обучающий интерактивный семинар «Педагогические технологии Программы ШНП в основной школе» (программа прилагается). Необходимость проведения такого семинара отмечали многие из участников итоговой конференции 8-10 июня с.г., связывая ее с проблемами адаптации учащихся классов ШНП к режиму работы в 5 классе, а также подготовкой учителей-предметников к работе с этими детьми

26-27 июня 2012 г. на базе школы № 6 г. Усть-Лабинска был проведен обучающий интерактивный семинар «Педагогические технологии Программы ШНП в основной школе» (программа прилагается). Необходимость проведения такого семинара отмечали многие из участников итоговой конференции 8-10 июня с.г., связывая ее с проблемами адаптации учащихся классов ШНП к режиму работы в 5 классе, а также подготовкой учителей-предметников к работе с этими детьми. В работе семинара приняли участие команды учителей из 7 школ района (№№ 3, 5, 6, 9, 19, 25, 26), в которых учащиеся ШНП пойдут в 5 класс, и координаторы ШНП из 8 школ (№№ 2, 4, 7, 8, 10, 11, 12, 16) – всего 41 человек. Кроме этого, на второй день параллельно работе по основной программе, И.М. Гребенником во дворе школы был проведен 3-часовой мастер-класс по основам скаутской техники (включая пионеринг) для 16 педагогов физвоспитания и УВР из 14 школ (№№ 4–12, 15, 19, 23, 25, 26).

Программа семинара тематически была разделена на 2 части: игровые педагогические технологии и авторские интегрированные курсы естественно-научной направленности. Первую часть вели Р.А. Лачашвили и И.М. Гребенник, вторую – учитель физики московской гимназии № 1567, к.ф.-м. н. Е.И. Африна и зам. руководителя Московского эколого-просветительского центра «Воробьевы Горы», к.п.н. А.И. Крылов.

На первой сессии семинара участникам были предложены основы типологии и классификации игровых образовательных технологий (ИОТ), показана их универсальность и чрезвычайная востребованность у современных детей и подростков, участники осуществили в группах проектирование этапов Длительной образовательной игры типа исторической реконструкции.

Вторая сессия была посвящена важнейшей дидактической проблеме средней школы – пониманию текстов различной природы, показана актуальность ее решения для обеспечения успешности учащихся в тестовых испытаниях типа PISA, ГИА, ЕГЭ, а также в любых контрольных и самостоятельных работах. Рассмотрение велось на примерах игрового видеоклипа, русской народной сказки «Гуси-лебеди» и рассказа Ю. Коваля «Вода с закрытыми глазами». Участникам была предложена стандартная структура Игровой образовательной сессии в формате московского ЦО «Измайлово», и согласно этой структуре с ними была проведена мини-сессия по тексту сказки «Гуси-лебеди».

Третья и четвертая сессии были построены с использованием конкретно-исторического контекста – приближающегося празднования 75-летнего юбилея Краснодарского края (13 сентября 2012 г.). Ведущим удалось использовать удачное совпадение юбилейных торжеств и начала учебного года для активного вхождения в новую культуру и социализации детей в новой для них обстановке. Одновременно можно осуществить и формирование команды (ансамбля) педагогов в каждой из 7 школ, в которых прошел выпуск из начальной школы. Обобщение опыта базовой школы и 4 школ района, принявших участие в однодневной сетевой игре «Квест-Ландшафт» в мае с.г. сопровождалось примерами игровых мероприятий большей длительности, соединявших методы классно-урочной дидактики с обучением вне стен классной комнаты: тематические недели М.В. Ломоносова, Ю.И. Коваля и Леонардо да Винчи, а также международный проект «Гений места» с выездом в музей-заповедник «Пушкинские Горы».

Участники, работая по группам в рамках общей игровой легенды переселения запорожских казаков из Сечи на Кубань, разработали сценарии и задания для детей по преодолению этапов и препятствий различного характера на природе и в школе, затем в школьном дворе отыграли практически прохождение некоторых элементарных препятствий – все это позволило большинству из них проявить уверенность в том, что они смогут провести однодневное внешкольное мероприятие по той же легенде.

Второй день семинара начался с введения участников в проблематику нового проекта ФВД «Школа инженерной культуры» (ШИК), где была отмечена чрезвычайная социально-культурная актуальность возрождения в Росси культуры инженерного дела, восстановления престижа естественно-научных и инженерных знаний и профессий, возвращения в общеобразовательную школу деятельностных методов познания и изменения реальности. Они были ознакомлены с концепцией ШИК, предложенными подходами к построению дидактической последовательности ознакомления и получения учащимися собственного опыта конструирования, исследования и управления виртуальными и реальными программно-управляемыми объектами (роботами и станками с числовым программным управлением). Были обсуждены проблемы преемственности таких подходов и их адаптации к различным возрастным ступеням школьного и дошкольного образования, а также необходимость опоры инженерно-ориентированных форм проектной и кружковой работы на глубокие и прочные знания по естественно-научным предметам основной школьной программы.

После этого Е.И. Африна и А.И. Крылов привели общий обзор построения образовательного процесса в гимназии № 1567 с более подробным разбором работы кафедры физики и информатики. Было подчеркнуто отличие подхода этой гимназии – особый акцент и опора на эксперимент, продемонстрировано (на фото и видео) и прокомментировано множество экспериментов. При этом проведение большинство экспериментов по требуемому оборудованию и методике вполне посильны не только для любой школы, но и для любой семьи, и большую часть приборов дети изготавливают из подручного материала или полностью самостоятельно, или при минимальной помощи родителей.

Участникам было дано подробное описание авторского курса «Основы естественно-научных измерений» (ОЕНИ) для 5-6 классов с комментарием по основным составляющим учебно-методического комплекса, который прошел почти 20-летнюю апробацию как в гимназии, так и в самых разных (по географическому и социальному положению) школах России. В базовой школе курс с успехом преподается детям уже четвертый год, и прошедшие его дети, в частности, удивляли в проекте «Гений места» педагогов и подростков 14-15 лет из других школ уровнем своих исследовательских компетенций и самостоятельностью. Прохождение курса дает детям прочный фундамент для изучения физики, химии, биологии, поскольку каждая из этих наук может считаться лишь настолько наукой, насколько она оснащена методами и средствами измерений. Участники убедились в том, что и для более взрослых учащихся (7-9 классы) возможна разработка интегрированных учебных заданий по физике и биологии, физике, биологии и географии, по физике и химии и т.д. В заключение они сами разработали примеры таких интегрированных заданий.

Семинар завершился рефлексией участников, причем не менее 3 школ заявили желание провести у себя Игровые образовательные сессии по герменевтике (работа над глубинным пониманием текстов), большинство школ выразили уверенность в том, что они будут работать в формате Длительной образовательной игры и обучения вне стен классной комнаты, а 2 школы выразили готовность и желание внедрять у себя авторский курс ОЕНИ. К сожалению, среди них не оказалось главных бенефициаров (по предположению и надеждам организаторов) второй части семинара – педагогов школы № 2, которые не уделили семинару должного внимания. Это тем более удивительно, что накануне Е.И. Африна и А.И. Крылов посетили школу № 2 с экскурсией, и разговаривали с учителями естественных наук, которые проявляли интерес к темам второго дня семинара.

Мною были проведены переговоры с зам. начальника РУО Н.В. Тимониной, на которых стороны пришли к выводу, что школе № 2 необходимо помочь и постараться внедрить там курс ОЕНИ уже в наступающем учебном году, для чего привлечь одну из молодых учительниц, которую можно было бы для этой цели командировать в Москву, тем более, что Е.И. Африна любезно согласилась ее принять и провести с ней индивидуальную методическую работу в своей гимназии.

Стороны также обсудили возможность проведения школами района совместной военно-полевой игры, приуроченной к юбилею Краснодарского края. Это позволит району выйти на новый уровень и приобрести совершенно иной авторитет в глазах не только регионального Министерства, но и руководства края. Для решения поставленной задачи, на наш взгляд, имеются все ресурсы, и в первую очередь – хорошо обученные люди, остаются вопросы сценирования и организации, которые тоже вполне посильны району и его школам. Со своей стороны, НМЦ ШНП готов оказать всяческую поддержку, включая организацию в августе еще одного семинара или скорее, - тренинга для участников исторической реконструкции.

В целом, семинар достиг своих образовательных целей и вызвал у участников подъем творческой активности, а НМЦ ШНП приобрел в лице Е.И. Африной и А.И. Крылова надежных и перспективных партнеров, возможности которых могут быть использованы в дальнейшей работе с региональными школами.

Научный руководитель НМЦ ШНП

Р. Лачашвили