Образовательная экспедиция. День второй. Мир металла и мир живой природы

Второй день экспедиции начался затемно: нужно было преодолеть городские пробки и успеть пройти экскурсию на Красноярском металлургическом заводе, а во второй половине дня ребята исследовали совсем другой мир – мир заповедной природы

Образовательная экспедиция. День второй. Мир металла и мир живой природы

Второй день экспедиции начался затемно: нужно было преодолеть городские пробки и успеть пройти экскурсию на Красноярском металлургическом заводе (ООО «КраМЗ») Время нахождения на заводе с 8-30 до 11-00 часов. Так что в 6-00 часов нас ждал горячий завтрак, в 6-30 мы выехали, а в 8-20 уже были на заводе, где нас встречала менеджер ОРПиОК Г.В. Харалгина к тому времени на заводе вовсю кипела работа (кипящий алюминий мы действительно видели своими глазами, но об этом – позже).

Знакомство с заводом началось с поездки на автобусах по его громадной территории, которая с первого взгляда напоминает парк. Вскоре мы собрались в конференц-зале прессовых цехов. Галина Валентиновна в краткой беседе познакомила нас с историей завода, рассказала какие основные и вспомогательные цеха существуют на заводе. В будущем году заводу исполнится 45 лет, и все эти годы он постоянно расширял круг выпускаемых изделий, которые находили и находят себе применение в различных отраслях промышленности – от авиации и космоса до дисков автомобильных колес и строительства, где все шире используются алюминиевые профили.

Получив инструктаж по технике безопасности, мы облачились в фирменную спецодежду и белые каски, разделились на три группы, чтобы побывать в прессовом цехе № 2, плавильном цехе и ООО «КраМЗ-Инструменте» чтобы посмотреть технологическую цепочку производства. Каждая команда получила конверты с заданиями, и эти задания нужно было выполнять после ознакомления с очередным участком производства.

Инструментальный участок: здесь конструкторы изучают технические требования заказчиков, конструктор делает в программе модель инструмента, затем технолог по модели пишет программу для станков с ЧПУ, которые нужны для производства изделий (нам показали, с чего начинается и чем заканчивается процесс производства алюминиевых профилей). Затем нужно разработанную конструкцию воплотить в металле. Причем инструмент должен быть очень точным, ведь во многом от него зависит качество изготовления заказанных изделий, и очень прочным, чтобы выдерживать долгое время огромные усилия, которые нужны, чтобы протащить металл через узкие щели матрицы и превратить толстую заготовку в изящные профили. Из этих профилей можно делать современные оконные пакеты, двери, перегородки и многие другие интересные вещи.

Ребята увидели, как достигается эта точность: сначала по конструкторскому чертежу составляют программу для станка с числовым программным управлением. Этот цифровой «гаджет» занимает полкомнаты и вырезает сложные инструменты из твердых устойчивых сплавов, а управляет работник цеха. Программу тщательно отлаживают и подбирают фрезы и сверла для ее исполнения на станках. Многие рабочие на участке имеют высшее образование, и ребята убедились, что это на самом деле необходимо. Повсюду на дисплеях отображаются координаты движения режущего инструмента, а на самом станке за прозрачным экраном можно увидеть, как движется этот инструмент в самом настоящем «3D» и как его охлаждает специальная жидкость, чтобы он не раскалялся от работы. Процесс состоит из того, что металл режет другой металл, и оба они – очень твердые и прочные. Готовые матрицы отправляются в прессовый цех, где с их помощью будут делать профиль, который нужен заказчику. Но кроме матрицы, цеху нужны заготовки, из которых можно делать различные изделия. Ответив на вопросы квеста, ребята отправились по своему маршруту.

Плавильный цех: сказать, что цех, куда они попали – огромен, значит – ничего не сказать. Это громадное помещение площадью с несколько футбольных полей и высотой больше девятиэтажки, где под крышей ездят огромные мостовые краны, которые перевозят громадные ковши с жидким алюминием.

Алюминий привозят специальные автомашины прямо с соседнего алюминиевого завода (КрАЗа), где его выплавляют из руды. Это позволяет сэкономить массу электроэнергии, ведь не нужно ее тратить, чтобы заново расплавить алюминий из слитков. Суть работы этого цеха – готовить по заданию заказчика различные «коктейли» из алюминия и добавок других металлов. Эти добавки называются легирующими, они придают алюминию новые качества: прочность, тугоплавкость, твердость и другие. Смешивая эти добавки с расплавленным алюминием, металлурги получают различные сплавы и отливают из них цилиндрические заготовки для прессового цеха. Ребятам посчастливилось увидеть, как розовой струей течет алюминий из ковша, они слышали грохот механизмов и чуяли массу различных запахов, которых раньше нигде не слышали, поэтому с видимым удовольствием прошли в лабораторию, где определяют состав сплавов, которые получились, в результате смешивания металлов.

Специальный прибор – спектрограф может определить, какие химические элементы входят в состав любого газа, поэтому образцы подвергают искровому удару, который превращает сплав в газ, и спектрограф выдает компьютеру состав этого газа. Здесь ребятам показали результат такого анализа и предложили определить, какому сплаву они соответствуют. Здесь и пригодилось знание таблицы Менделеева. Разобравшись с составом сплавов, ребята отправились дальше.

Прессовый цех, где заготовки алюминия из плавильного цеха обрабатывают инструментами, полученными из инструментального цеха. Здесь мы опять поразились масштабами и силой машин, которые из толстенных заготовок вытягивают тонкие профили самой замысловатой формы, которая понадобилась заказчикам. Нужно сказать, что ребята хорошо справились с большинством заданий, которые разработали для них педагоги муниципального бюджетного образовательного учреждения «Межшкольный учебный комбинат № 4» вместе со специалистами завода. По тому, как заводчане говорили «наш МУК», было видно, что это – старые и прочные связи. Как и в первый день, когда я был у Межшкольного учебного комбината № 4 в гостях, я уверился в том, что это – хорошая база для развития идей Школы инженерной культуры, так как там работают люди, которые эту культуру несут в себе и умеют передать школьникам города.

День второй был очень насыщенным: после обеда ребята принялись исследовать совсем другой мир – мир заповедной природы, где даже тропы, протоптанные посетителями, сотрудники стараются вернуть в первозданное состояние. Для этого в самых посещаемых местах проложены деревянные переходы и лестницы. Такая лестница ведет к Центральным Столбам, и по одной из таких троп – экологической отправились 4 команды-патруля. На первой станции ребята познакомились с самым опасным обитателем заповедника. Им оказался вовсе не медведь, и не рысь, а клещ – переносчик очень опасных болезней. Про клещей сложено много мифов (например, что они прыгают на людей с деревьев), и ребятам нужно было быть внимательными, чтобы ответить правильно на вопросы квеста.

Много нового узнали они, путешествуя по этой тропе, например, у какого хвойного дерева гладкая кора, что значит, если в лесу много лишайников, за сколько рублей купил местную речку казак Лалетин и многое другое. Но главное – они впитали в себя чудеса ранней сибирской осени, ее краски, ее воздух, ее переменную погоду. А еще – поняли и почувствовали, что природа нуждается не только во внимательном отношении и изучении, но и в защите: ведь даже доброжелательные посетители, если их тысяча пройдет по одному месту, вытопчут в лесу трудно заживающую отметину. И каждый новый посетитель уже не думая, автоматически пойдет по проложенной кем-то тропе. И это в заповеднике, где даже с короедами-вредителями не борются, чтобы не вмешиваться в естественный ход событий…

Перед ужином ребята попарились в сауне и немного отдохнули, чтобы завтра отправиться в гости в царство могучего Енисея.