Неделя Ломоносова в лицее №1 Братска

В рамках недели Ломоносова среди 5-7 классов Совет президентов лицея провел ломоносовский турнир «Науки юношей питают». Старшеклассники разработали задания по физике, астрономии, математике, русскому языку, литературе. Задания были составлены так, что ребята могли показать свои знания эпохи Ломоносова или узнать что-то новое в тех научных областях, которыми занимался великий учёный.

Неделя Ломоносова в лицее №1 Братска

И вот в течение трёх дней, с 17 по 19 ноября на переменах представители 5-7 классов получали пакеты с заданиями, которые они должны были выполнять в течение перемены. Заданий было много, поэтому ребятам надо было так организоваться, распределив задания между собой, чтобы за перемену успеть выполнить их как можно больше.

Первый день турнира был посвящён словесности. Здесь нужно было расшифровать слова, объяснить их значение, в котором они употреблялись в восемнадцатом веке, а также из предложенных фраз собрать стихотворение Ломоносова. В одном из заданий надо было составить как можно больше новых слов из названия волости, в которой родился Ломоносов. Наши младшие лицеисты из слова Куростровская (так называлась волость) смогли составить около сорока слов.

Второй день был посвящён физике и астрономии. Всем понравилось разгадывать ребусы, в которых были зашифрованы физические термины. Скорость разгадывания у всех была молниеносной, несмотря на то, что физику начали изучать только семиклассники.

В третий день турнира состязались в математических упражнениях и задачах. Среди них были задачки из арифметики Магницкого, по которому учился и сам Михаил Васильевич. И в заключении ребята составляли синквейны о Ломоносове и турнире.

А двадцать первого ноября в стенах лицея № 1 Братска прошло заключительное событие длительной образовательной игры «Малая академия наук», главными участниками которой стали ученики восьмых классов и группы 10-2. Игра была посвящена деятельности М.В. Ломоносова, поэтому началась она с театрализованной постановки, познакомившей ребят с детством и юностью учёного. Разделившись на восемь команд, получив маршрутные листы, они отправились по научным следам Ломоносова.

Так началась игра для восьмиклассников, но для учащихся десятого класса всё началось намного раньше. За две недели до игрового события группа 10-2 вместе с классным руководителем Шайдуровой Галиной Александровной, получила важное задание: вместе с учителями лицея, работающими в восьмых классах, подготовить и провести заключительное событие длительной образовательной игры. И вот малая Академия наук открыта. В лицейских кабинетах расположились четыре факультета: факультет физики и астрономии; факультет словесности; факультет химии и факультет искусства, в спортзале – факультет инженерного дела. Научная работа закипела. На факультете словесности команды получили зашифрованные отрывки одной из од Михаила Васильевича. К шифрам были даны ключи, и за определённый промежуток времени надо было декодировать полученные тексты.

На факультете искусства восьмиклассники познакомились с разнообразными видами мозаики, выполненными из различных материалов, а затем из приготовленных кусочков дисков украшали цветочные горшки собственными мозаичными рисунками. Работа оказалась довольно кропотливой, но творческой и интересной. Свою смекалку восьмиклассники во всей красе проявили на факультете физики и астрономии. Главное задание – самостоятельно создать телескоп. Как когда-то Михаил Васильевич создавал свою «ночезрительную трубу», так наши восьмиклассники с помощью подручных материалов, создавали её подобие. И с помощью полученной модели им необходимо было прочитать отрывок из произведения Ломоносова, находящийся на противоположной стене кабинета. Почти всем это удалось сделать!

На факультете химии необходимо было создать химическую лабораторию. В кабинете находилось огромное количество различного лабораторного оборудования, из которого надо было отобрать всё необходимое для химической лаборатории, затем всё классифицировать, правильно подписать названия приборов и, проведя химический опыт, вывести закон сохранения массы вещества в химических процессах. Собрать лабораторию Ломоносова оказалось не так-то легко, но думая, советуясь, используя различные источники, задание восьмиклассники выполнили.

На заключительном этапе игры все команды собрались в спортивном зале, на факультете инженерного дела, где они должны собрать символические конструкции, используя технику «пионеринг». Каждая команда сначала должна была пройти курс обучения, его проводили волонтёры группы 10-2, а затем собрать треногу - подставку под телескоп. Все команды чётко и слаженно принялись за работу. Через пятнадцать минут была собрана последняя тренога. Ломоносов, который сопровождал ребят на протяжении всей игры, проверил их на устойчивость и остался доволен работой. А затем команды получили новое задание. Объединившись в две большие группы, они должны были сконструировать из четырёх треног новую конструкцию. И все лишний раз убедились, что инженерная мысль в лицее живет и процветает. В результате мозгового штурма появились средневековое метательное орудие и обсерватория Ломоносова в виде звезды.

Все задания выполнены, игра заканчивается. Вновь собравшись в актовом зале, представители команд читают расшифрованную оду Ломоносова и по-новому звучат знаменитые слова учёного «О вы, которых ожидает Отечество от недр своих…». Тарасов Михаил Алексеевич, главный игротехник лицея, подводя итог игре, охарактеризовал всё происходящее следующей фразой «игра учёбе не помеха». И это правда. А директор лицея Игорь Юрьевич Олекминский, делясь своим мнением об организации и проведении образовательной игры, сказал: «Два главных отличия этой игры от всех предыдущих: во-первых, это организация: в прошлых играх волонтёры являлись техническими исполнителями, сейчас же они стали главными ведущими. Во-вторых, игровые задания, которые стали более интересными и трудными. Направлено же всё это не только на развитие коллективизма и ответственности детей, но и на развитие их находчивости, креативности, сообразительности. Не бывает плохих игр. Каков состав участников и организаторов игры, таков и результат мероприятия. Сегодняшняя игра прошла удачно. Дети сплотились и показали, на что они способны, работая в команде. Несомненно, данное мероприятие внесет свою лепту в самоопределение ребят в своей будущей профессии».

А в своих отзывах участники турнира отметили не только его познавательность, но и то, что работая все вместе, выполняя задания, они ещё больше сдружились друг с другом, так что Ломоносов не только науками их питал, но ещё и коллективистский дух укреплял!