Наша новая школа должна стать территорией, свободной от психологического насилия

На прошлой неделе на базе Московского городского психолого-педагогического университета проходила V Всероссийская научно-практическая конференция «ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ «НОВОЙ ШКОЛЫ»

В этой ежегодной конференции, организуемой Всероссийской федерацией психологов образования, как и во всех предыдущих, приняли участие Р.А. Лачашвили и Е.В. Орлова с докладом «Организационная культура школы как фактор психологической безопасности педагога». Эта тема показалась неожиданной для тех, кто слышал предыдущие доклады этих авторов – они были посвящены психологическому обеспечению проектно-исследовательской деятельности учащихся. «Секрет» открывался просто: с осени 2008 года наша базовая школа стала экспериментальной площадкой по вопросам психологической безопасности, и вот уже появились первые научные результаты, достойные публикации.

Интерес ученых-психологов к школе проявился уже в декабре прошлого года, когда они решили провести на ее базе городской психолого–педагогический консилиум «Организация здоровьесберегающей деятельности педагога в образовательном учреждении». Участники консилиума высоко оценили оригинальный культурологический подход к этой теме, хорошо испытанный за пять лет работ по Программе «Школа нового поколения», и было решено представить эти результаты на Всероссийскую конференцию. Можно считать, что тем самым была подтверждена научная актуальность и новизна работы, а её практическую значимость можно оценить уже по следующим выдержкам:

«Наблюдая и опрашивая педагогический персонал школы, можно сформировать типовой портрет педагога, считающего себя жертвой психологического насилия:
• раздраженный, плохо предсказуемый невротик с жалобами на депрессию и хроническое утомление;
• тревожный и подозрительный, агрессивный в отношении к детям и их родителям;
• ненавидящий свою работу и считающий ее бессмысленной;
• низко оценивающий себя и статус своей профессии;
• настороженно относящийся к новому, отказывающийся менять что-либо в собственном стиле и содержании работы;
• узкий специалист, не умеющий взаимодействовать с коллегами, предъявлять и принимать претензии по качеству педагогической работы.

Если попытаться разобраться в причинах таких проявлений, то можно выяснить, что причинами такого состояния чаще всего называются
• профессиональная перегрузка (большое количество учебных часов, внеучебная нагрузка, проверка тетрадей)
• напряженные отношения с классом, коллегами, администрацией, в семье
• эмоциональное выгорание (надоела профессиональная деятельность, нет перспектив развития, жизнь проходит как череда ритуалов и т.п.)».

«Подробное изложение обязанностей каждого педагога исключает большую часть производственных конфликтов, поскольку конфликт возможен лишь между людьми, а конфликт между человеком и документом невозможен, тем более, если документ предварительно был тщательно согласован со всеми заинтересованными сторонами».

«Опыт показывает, что успешное проведение коллективного обучения педагогов в условиях школы выводит их на новое понимание предназначения и смысла своей основной деятельности, пробуждает интерес к деятельности и личности коллег, дает опыт взаимодействия и взаимооценки, создает ощущение целостности и понимание системности образовательного процесса. Все это создает другой эмоциональный фон основной учебной деятельности школы, дает педагогам ощущение принадлежности к культуре школы и признание своих достижений значимой для них группы коллег. Этот опыт педагоги переносят на организацию и развитие коллектива в классе, что дает дополнительный эффект защиты от угроз психологической безопасности учащихся. На основании этого опыта можно считать, что в распоряжении любой школы имеется ресурс обеспечения психологической безопасности через формирование и развитие культуры школы как самообучающейся организации».

С полным текстом тезисов доклада Р.А. Лачашвили и Е.В. Орловой можно ознакомиться в разделе Результаты сайта базовой школы по адресу: http://www.the26.ru/results.html