Конференция Программы "Школа нового поколения"

«Интегрированная система начального образования в Программе «Школа нового поколения». Итоги 4-х лет»

3-4 июля 2008 года в СОШ № 26 г. Москвы, базовой школе Программы «Школа нового поколения» прошла межрегиональная научно-практическая конференция по итогам четырех лет педагогического эксперимента. За это время дети, которых родители сознательно доверили экспериментаторам, успели закончить четыре класса. С раздельного старта начался эксперимент и в Усть-Лабинском районе (через год) и в Ярославле (через 2 года). Естественно, что руководство фонда «Вольное Дело», который финансировал этот эксперимент с самого начала, решило подвести итоги, оценить полученные результаты и принять решение о направлениях дальнейшей работы.

Для этого к участию в конференции были приглашены эксперты, состав которых позволял обсуждать даже докторские диссертации (см. Приложение). И, несмотря на разгар летних отпусков, эксперты пришли и приняли активное участие в работе. Но не только ради оценки собрались участники конференции: очень скоро, через неполных два месяца, за парты сядут очередные участники эксперимента – учащиеся 29 классов школ гг. Абакана, Москвы, Усть-Лабинска, Ярославля. Что смогут использовать учителя этих школы из опыта своих коллег, что нужно будет добавить с учетом этого опыта? Отчеты, перспективы дальнейшего продвижения, конкретные планы – вот самое ценное содержание практической части эксперимента.

Деловой прагматический тон сразу же задали выступившие с совместным докладом руководитель Программы Елена Владиславовна Орлова и научный руководитель Программы Ренальд Александрович Лачашвили. Всех удивила необычная форма доклада - на трех экранах одновременно разворачивались три презентации: слева в красно-черных тонах высвечивались нарушения целостности образовательного процесса, справа в светлых тонах – как эти нарушения преодолевались в ходе эксперимента, а посередине, в качестве результата эксперимента, все могли видеть счастливые лица детей – главных его участников.

Опираясь на левый экран, Ренальд Александрович обрушивал на аудиторию суровые обвинения в адрес существующей разорванности образовательного процесса, и можно было увидеть и услышать такие выражения, как «двуличная культура», «нежелание школы учиться», «стихийность культуры» «фрагментарность образования» и другие.

Обращаясь к правому экрану, он же называл решения выявленных нарушений целостности, предложенные Институтом системной педагогики («единая культура школы», «самообучающаяся организация», «целостность образовательного процесса»), а Елена Владиславовна рассказывала, как эти решения удалось воплотить в жизнь на главной экспериментальной площадке Программы, которую она представляла в качестве хозяйки - директора базовой школы.

Доклад произвел на всех присутствовавших сильное впечатление – даже те из них, кто познакомился с содержанием Программы впервые, поняли, что здесь действительно рождается новая педагогика, основа Школы нового поколения. Об этом говорил и обычно скупой на слова В.И. Слободчиков, и опытнейшая В.Г. Александрова, и многие другие. Выступая в привычной для себя сверхкритичной манере, Ю.И. Турчанинова пожурила авторов за «педагогический романтизм», который, по ее мнению, трудно будет воспроизвести в любой другой школе, но Э.Н. Гусинский, как обычно, смягчил резкость ее оценок умеренным оптимизмом по поводу возможностей внедрения полученных результатов в других школах.

Забегая вперед, можно отметить, что выступления других участников конференции, и в особенности, их работа на второй ее день подтвердили серьезность намерений всех участников засучив рукава, приступить к реализации идеологии Программы, прямо с 1 сентября.

В выступлениях руководителя районного Управления образованием Марины Викторовны Бондаренко, возглавлявшей Усть-Лабинскую делегацию, и Айтеча Аюбовича Хагурова – научного руководителя эксперимента в районе, присутствовавшие услышали, как основные цели Программы реализуются в 5 школах района, вступивших в эксперимент в 2005 году, и что намечено сделать в 4 школах, дополнительно вступающих в него в 2008 году.

Директор ярославской школы № 2 Лидия Павловна Семенова рассказала, как в тесном сотрудничестве с базовой школой они проводили эксперимент.

Виртуально участников конференции приветствовал Игорь Алексеевич Скальский, доктор пед. наук, руководитель программ Корпоративного университета Объединенной компании РУСАЛ, зам. председателя Экспертного Совета по электронному обучению при Комитете Государственной Думы РФ по образованию и науке.

Игорь Алексеевич перед отъездом в командировку, помешавшую ему участвовать в конференции, счел необходимым обратиться к ее участником с призывом, опираясь на опыт базовой школы, активно включиться в работу по созданию собственных модулей дистанционного образования, опробовать возможности классмейтов, которые распространяются по школам в рамках проекта Фонда «Вольное Дело».

Обмен опытом продолжился на стендовой сессии, которая впервые была опробована как форма одновременной презентации и делового общения на основе огромного фактического материала, накопленного за эти годы.

Круглые столы экспертов и специалистов по управлению школой и инновациям в содержании образования, организованные после обеденного перерыва в работе конференции, сформулировали основной итог конференции – Школа нового поколения состоялась как новое направление в российской педагогике, она растет и развивается вместе с детьми пилотных экспериментальных классов, эксперимент выходит на стадию массового внедрения, и основная задача руководства Программы и всех ее участников – обеспечить воспроизводимость ее важнейших, принципиальных результатов. На это было получено добро как от представителей педагогической науки, так и от руководства Фонда «Вольное Дело».

Естественным продолжением этой мысли стала работа участников во второй день конференции, когда они, в ставшей уже привычной форме интерактивного проектного семинара, разбившись на тематические группы, сформулировали основные проблемы внедрения, а собравшись по делегациям школ, составили планы мероприятий по разрешению этих проблем.

Участники разъезжались по домам со смешанными чувствами: получены замечательные результаты, приобретен интересный опыт, впереди – заслуженный отдых, а затем – напряженная творческая работа. Покой нам только снится, и уже во вторник Орлова Е.В. отправилась в пос. Мезмай открывать первый летний лагерь нового поколения, к чему все школы Программы под ее руководством готовились, начиная с ранней весны. В ближайшее время на сайте будет опубликовано интервью с Еленой Владиславовной по итогам ее поездки, и замечательные фотографии, которые ей удалось сделать в лагере «Мезмай-2008».

Список экспертов конференции

Абдухакимова Светлана Аминовна, канд. социол. наук, зав. отделом программно-методического обеспечения Городского программно-методического центра Московского городского дворца детского и юношеского творчества

Александрова Вера Геннадьевна, доктор пед. наук, профессор, зам. руководителя Центра инновационной педагогики Московского городского педагогического института, правая рука Ш.А. Амонашвили, опытнейший преподаватель, профессор МГПУ и МГУ, автор замечательных книг

Воровщиков Сергей Георгиевич, доктор пед. наук, декан факультета повышения квалификации работников образования Московского педагогического государственного университета

Гусинский Эрнст Натанович, канд. физ–мат. наук, доцент, Центр исследования образовательной политики при МВШСЭН, автор первой после С.И. Гессена монографии по философии российского образования и авторы замечательного эссе, опубликованного в «Очерках системной педагогики»

Каменский Роман Геннадьевич, канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник Института инновационной деятельности в образовании РАО и Института инновационных стратегий развития общего образования Департамента образования г. Москвы

Кудряшова Татьяна Георгиевна, старший научный сотрудник Федерального Института развития, автор оригинальной методики анализа структуры учебных навыков и их осознанного формирования образования

Пирог Татьяна Геннадьевна - руководитель самой массовой в России и мире программы обучения педагогов основам проектной деятельности, менеджер фонда Project Harmony программы «Интел – Обучение для будущего»

Слободчиков Виктор Иванович, доктор психол. наук, член-корреспондент РАО

Турчанинова Юлия Иосифовна, канд. пед. наук, доцент, Центр исследования образовательной политики при МВШСЭН, автор первой после С.И. Гессена монографии по философии российского образования и авторы замечательного эссе, опубликованного в «Очерках системной педагогики»

Шлыкова Ольга Владимировна, – первый в России доктор культурологии по тематике мультимедийной культуры, профессор, зав. кафедрой Московского государственного университета культуры и искусств.