«Хакасия: От Иткуля до ГОКа». День второй

С самого утра почти по-летнему тепло светило солнышко, обещая всем хорошую, благоприятную погоду: так начинался второй день образовательной экспедиции «Хакасия: от Иткуля до ГОКа». Юные исследователи спешили на свою первую самостоятельно организованную зарядку и попутно обсуждали планы на предстоящий день, а он обещал быть насыщенным…

«Хакасия: От Иткуля до ГОКа». День второй

Сразу после завтрака нашим участникам предстояло первое самостоятельное исследование горной гряды Сундуки. По дороге экспедиция сделала остановку у памятного знака, расположенного в пос. Шира и находящегося в центре Восточного полушария – на 900 восточной долготы. На этом меридиане находится всего 3 населенных пункта, и Шира – самый крупный из них. В правильности выбора места установки знака юные исследователи смогли убедиться с помощью GPS-навигатора, предварительно обучившись работе с ним. Сундуки – природно-археологический памятник, имеющий большое историческое значение. На его территории сохранились заповедные участки степей, на которых произрастают ценные, редкие и эндемичные растения, обитают редкие виды птиц. Загадочность и особую притягательность этому месту придает наличие останцев (кстати, со значением этого термина познакомились и наши участники) в виде сундука и крепостных стен, присутствует наскальная живопись, возраст которой насчитывает более 18 тысяч лет. После небольшой экскурсии ребятам и предстояло выяснить основное назначение этого места в жизни древних хакасов. Помог им в этом квест. Сформированные вчера команды получили карты, на которых были обозначены места нахождения квестовых заданий. После их выполнения тайна была разгадана: Сундуки – это древняя астрономическая лаборатория, с помощью которой наши предки наблюдали целый ряд явлений от летнего солнцестояния до траектории движения звезды Арктур. Хотим отметить, что при выполнении заданий ребятам необходимо было не только быстро думать и бегать, но и применить навыки ориентирования на местности.

После обеда участникам экспедиции пришлось разделиться. Команды с первой по третью отправились исследовать окрестности озера Иткуль. К сборам подошли ответственно – ведь им предстояло это сделать на велосипедах. Ребятам было необходимо проанализировать факты, представленные на 9 информационных стендах, и ответить на вопросы, связанные с происхождением озера и разными археологическими культурами.

А команды с четвертой по шестую посетили образовательный блок, посвященный работе с фотоловушками. Научные сотрудники заповедника объяснили важность использования этих приборов в природоохранной работе и провели мастер-класс по их использованию. Ребята самостоятельно установили ловушки на территории заповедника и теперь с нетерпением ожидают результатов наблюдения. Эти команды также приняли участие в экологической образовательной игре, посвященной актуальной проблеме утилизации отходов.

После ужина участников экспедиции ждала творческая задача. Организаторы экспедиции предложили ребятам подумать над концепцией памятника, который позволил бы отразить уникальность культурно-исторического наследия Республики Хакасия и был бы интересен их сверстникам. Для этого задания было сформировано 4 совершенно новых команды. Команды объединились на основе ведущих ценностных ориентаций. На суд, наверное, самого строго жюри - своих сверстников, - были представлены следующие памятники:

  • Памятник «Защитникам окружающей среды» – настолько члены одной из команд были впечатлены работой сотрудников природоохранных организаций.
  • Памятник «Летопись Хакасии». Наверное, самый молодежный памятник. Он представляет собой книгу, в которой хранятся знания с древнейших времен до сегодняшнего дня. Основной идеей памятника является сочетание традиций и современности.
  • Памятник «Река времени». Ребята связали течение времени с рекой, бегущей из глубины времен в будущее, и несущей в себе мудрость предков. Это закладывает основу для процветания Хакасии. Отметим, что название республики, написанное на хакасском языке, венчает всю композицию.
  • Памятник «Сила единства». Основная идея данного памятника: развитие и процветание Хакасии возможно только в случае внимательного и бережного отношения к культуре, природе, истории со стороны всех ее жителей независимо от пола, возраста, национальности и вероисповедания. Интересна и композиция памятника. Жители республики стоят, взявшись за руки, вокруг рельефной карты республики, на которой отражены ее природные и культурные богатства.

День завершился рефлексией в командах. А завтра ребят ждут новые исследования и открытия.