Искусство невмешательства. День второй

Второй день начался с ритуалов, которые уже успели стать привычными: общий сбор в актовом зале, звонок колокольчика, краткое обсуждение событий и вопросов того, что было, и того, что предстоит пережить, завтрак и работа в компаниях

Искусство невмешательства. День второй

Второй день начался с ритуалов, которые уже успели стать привычными: общий сбор в актовом зале, звонок колокольчика, краткое обсуждение событий и вопросов того, что было, и того, что предстоит пережить, завтрак и работа в компаниях.

Зал раскрасился зелеными галстуками, зазвенел ребячьими голосами, но в обычном школьном гомоне уже слышались новые, деловые нотки: команды постепенно превращались в Компании, хотя ребята пока не очень понимали, в чем же состоят их новые роли: генеральный директор, финансовый директор, главный инженер, технолог…

Все это им предстояло узнать в образовательных экспедициях, намеченных на второй день лагерной смены. Им предстояло исследовать неведомые страны, откуда приходят к нам такие обыденные вещи, как молоко и подсолнечное масло. Прежде, чем они погрузились в школьные автобусы, ребята обсудили задания на исследования, которые получил каждый из них. Это были вопросы, на которые нужно было получить ответ, и это сразу настроило их на новое отношение к вроде бы обычной экскурсии. Формат квеста, взятый из видеоигр, уже стал для привычным для участников Программы ШНП, но сегодня им предстояло впервые использовать его для Реального Дела - выяснить, как же устроен изнутри этот загадочный агробизнес? И в отличие от проектов Школы реальных дел, это нужно было сделать не за год, а за один день!

Удивительная страна молочных рек началась сразу же за городской чертой - в чистом поле на 10 гектарах раскинулась Мега-ферма (так гласила надпись над постройкой, к которой подъехали автобусы. Ребята быстро переоделись в красивые накидки и необычные бахилы, оказавшиеся достаточно прочными, чтобы прослужить до конца экспедиции. Затем они прошли короткий, но серьезный инструктаж, главная мысль которого была: к коровам вплотную не подходить и ни в коем случае не трогать их, чтобы не испугать – это может отразиться на надоях! Еще одно предупреждение касалось запаха, и вскоре они его почувствовали, несмотря на свежий степной кубанский ветер, который продувал всю территорию фермы и все ее постройки.

Это было первым открытием: никаких теплых уютных помещений, защиты от холода и ветра – оказывается, для коров наиболее благоприятная температура – ноль градусов Цельсия! И только когда становится холоднее, на решетчатых стенках закрываются шторы, и коровы начинают обогреваться своим собственным теплом.

Еще одна надпись крупными буквами на первом же коровнике привлекла наше внимание: «Люди – самый ценный актив», и очень скоро мы убедились в этом. Нас принимали почти все топ-менеджеры фермы, и дети смогли из первых уст узнать, в чем же состоит работа тех, чьи роли они будут исполнять в игре: генеральный директор, главный инженер, главный экономист, технолог, зоотехник.

Познакомились они и с необычными доярками – у них высшее образование, и они втроем обеспечивают дойку более, чем тысячи красавиц-коров гольштинской породы. Конечно, все это возможно благодаря автоматике и ИТ-технологиям: молока на этой ферме не увидишь и тем более – не попробуешь. Сразу из доильного аппарата оно поступает по трубам в холодильное отделение, где накапливается и хранится в огромных бочках, которые называют танками. Строго по графику к этому отделению подкатывают огромные молоковозы Кореновского молокозавода, чтобы отвезти молоко высшего качества туда, где из него произведут самые разные молочные продукты, которые пользуются славой лучших в крае и даже в стране.

Но наша экспедиция началась с дальнего края фермы, где начинается этот удивительный бизнес-процесс: это были маленькие домики из пластика, и в каждом из них на чистой соломенной подстилке жил маленький теленок такой же черно-белой масти, как и все большие коровы. Как пояснил нам зоотехник, так работает технология холодного воспитания телят, которые привыкают чувствовать себя прекрасно при низких температурах. Ну а в холода вход в домик занавешивают, и теленок греется своим теплом в своем пластиковом герметичном домике.

Когда телята подрастают, их переводят молодежный коровник, а через некоторое время – отделяют телочек и переводят их в обычный коровник, а бычков продают на мясо. Как говорится – только бизнес, ничего лишнего.

Нас посвятили в таинства искусственного осеменения, и раздавшиеся поначалу смешки быстро стихли, когда молодой, но очень уверенный зоотехник спокойно спросил: «А что здесь смешного?».

Оказалось, что все специалисты заканчивали один и тот же вуз – Кубанский государственный аграрный университет, который на разных факультетах готовит и экономистов, и зоотехников, и ветеринаров, и механиков, и айтишников. Так ребята получили ценную информацию о том, где готовят специалистов для работы на таких предприятиях как эта Ферма нового поколения. По ходу экспедиции они узнали и о тех предметах школьной программы, которые полезно изучать не только для отметки или баллов ЕГЭ, но и для того, чтобы понимать, что происходит, когда вентилятор в жару распыляет водную пыль над коровами, чтобы температура на их коже была на 10-15 градусов ниже, чем жаркий летний кубанский воздух.

Много интересного для себя узнали технологи и экологи наших игровых компаний: экологичность суперфермы обеспечивает система удаления и концентрации навоза. В результате коровы всегда чистые и могут с удовольствием полеживать на сухой рампе коровника, а навоз из экологической опасности превратился в дополнительный источник дохода. Ну а современные биотехнологии вовсе не обязательно связаны с работой микробов и генной инженерией – на ферме организованы специальные галереи, по которым коровы из любого коровника в привычное время сами отправляются в доильное отделение и подставляют вымя доильному аппарату, который закончив дойку, автоматически отключается и поднимается вверх. Ферма в целом представляет собой пример интересного бизнес-решения, основанного на максимальном использовании возможностей живой природы при экономии энергии и затрат человеческого труда. Это делает каждого сотрудника чрезвычайно ценным активом – на этой ферме, где нет ничего лишнего, каждый работник заменяет почти десяток работников обычной фермы.

Что касается коров, то работники этой фермы говорят, что счастливая корова дает наибольшие удои, и стараются добиться этого коровьего счастья. А участники экспедиции покидали ферму с благодарностью и пожеланиями счастью ее замечательным молодым работникам.

К сожалению, на молокозавод попасть не удалось, и экспедиция продолжила свои исследования в отделе молочных продуктов попутного супермаркета, где они разобрались с категориями и видами этой продукции, их составом и такими характеристиками, как срок годности и правила хранения.

Участники другой части нашего лагеря (ст. Ладожская) исследовали производство подсолнечного масла, и здесь так же, как и на ферме, оказалось, что производство работает почти без видимых отходов. После того, как мощный пресс отжимает масло из семечек, оставшийся жмых пакетируется и отправляется к производителям комбикормов как ценная пищевая добавка к корму. На этом производстве ребята убедились в значении рекламы для продвижения продукции к конечному потребителю.