Часть третья. Организация целостного образовательного процесса в начальной школе

Январский семинар. Результаты 4-х месяцев работы

В конце января Е.В. Орлова и Р.А. Лачашвили снова посетили Усть-Лабинский район: сначала они объехали все 4 школы, где идет эксперимент, и своими глазами убедились, что везде дети экспериментальных классов действительно отличаются от «обычных» первоклассников. Спустя всего 4 месяца от начала учебы они бодро отвечают на вопросы незнакомых людей, с удовольствием говорят о любимых предметах и занятиях, заявляют, что вечером не хотят идти домой, так как «в школе интереснее». Поют хором, танцуют, говорят по-английски – пусть немного, но зато очень уверенно. Но главное достижение – это учителя. Вопреки расхожему мнению об учительском индивидуализме, они смогли сохранить тот командный дух, который возник на семинаре, когда они объединились в творческие команды, и теперь они ищут и находят новое во всем, координируют свои действия, обсуждают, что получилось и что следует добавить, и главное – получают удовольствие от того, что видят новый смысли в своей деятельности, понимают, как каждое действие вкладывается в общий процесс. Вечером того же дня в Учебно-методическом центре РУО собрался актив творческих педагогов района. Собралось около двух десятков человек, которые так или иначе имели отношение к Программе ШНП, сели в кружок, и завязался интересный разговор о проблемах, больших и малых, планах, открытиях. Удивительный факт, который редко где можно увидеть, чтобы школы общались между собой. Именно школы, поскольку присутствовали координаторы школ, и каждый говорил не о своем личном, а о том, что волнует школу. Свой вклад в разговор вносили и московские гости, отвечая на вопросы и предлагая «изюминки» из своего опыта – ведь базовая школа опережает всех, и у нее в мае 2008 г. уже прошел первый выпуск. Выпускники экспериментального 4 «Д» класса уже полгода учатся в пятом классе и не испытывают ни тени пресловутых проблем адаптации к новым условиями учебы. Чего не скажешь об их учителях, которым приходится адаптироваться к тому темпу, с которым движутся по стандартной программе дети. Приходится запасаться дополнительным учебным материалом, чтобы они не скучали… Гвоздем программы вечера стал телемост с Москвой: с помощью программы Скайп (Skype) совершенно бесплатно участники пообщались с координатором Программы Яковом Останиным и дирктором АНО "НМЦ "Школа нового поколения" Анной Яньшиной. Всем очень понравилось, и было высказано пожелание продолжить опробование дистанционных форм совместной работы.

На следующий день, 29 января, в привычной гостеприимной обстановке школы №6 прошло заключительное занятие семинара, который начался в августе. На этот раз участники (которые работали в тех же командах) проработали темы, которые они же «заказали» по итогам августовского семинара:

  • Групповое обсуждение и принятие решений 
  •  Индикаторы исполнения программы (что и насколько выполнено из запланированного) 
  •  Индикаторы ситуации (что же изменилось в жизни школы в результате выполнения планов) 
  •  Форматы написания эссе и кейсов (такие формы во всем мире гармонично дополняют знакомые нам тесты и получаемые с их помощью количественные оценки) Интересно, что мини-лекцию по тому, как писать эссе, с успехом прочла участница семинара и студентка Московской высшей школы экономических и социальных наук (бывший ЦИОП) НВТимонина.

По окончании семинара многие участники отметили, как вырос уровень трудности излагаемого материала, а следовательно – и их собственный профессиональный уровень. Участники и ведущие договорились встретиться вновь, но уже с использованием дистанционных ИКТ.