Часть первая. Организация целостного образовательного процесса в начальной школе

Напомним, что руководством фонда «Вольное Дело» по результатам конференции ШНП, которая прошла в Москве 3-4 июля 2008 г., было принято решение: расширить внедрение результатов педагогического эксперимента в начальной школе и начать освоение полученного опыта в первых классах 4-х школ Усть-Лабинского района.

Две школы, № 3 и № 6, находятся в г. Усть-Лабинске, школа № 9 – в хуторе Железном, школа № 26 – в хуторе Заречном. Руководство школ и педагоги с энтузиазмом начали работу по формированию экспериментальных классов еще весной, а в конце августа для них в Усть-Лабинске на базе школы № 6 был проведен установочный семинар. Семинар организовало Усть-Лабинское РУО, его открыла начальник Управления Марина Викторовна Бондаренко, вели Ренальд Александрович Лачашвили и Еелена Владиславовна Орлова при участии координатора Программы ШНП в районе Елены Георгиевны Долотиной, а в качестве внешнего эксперта от РАО присутствовал к.п.н. Семен Михайлович Юсфин. Главное, что открыли для себя участники семинара и в чем смогли приобрести свой собственный: как формировать новую организационную культуру школы, культуру самообучающейся организации. А вот какие темы они проработали в группах на семинаре, а затем начали использовать уже при подготовке Дня знаний и работе с первыми классами:
• Приемы стратегического, тактического и оперативного планирования, в том числе - обратного, когда оно идет от результата – к тому, с чего начать.
• Важнейшие элементы организационной культуры (ОК) школы, как разрабатывать символику, ритуалы, значащие события.
• Как использовать планируемые и непланирумые педагогические ситуации для формирования и развития ОК.
• С чего начинается формирование культуры группы, как это использовать при формировании команды педагогов, работающих с экспериментальным классом, и на что обратить внимание с первого дня в этом классе.
• Синхронное планирование образовательного процесса – важнейшее условие его целостности. Какие приемы можно использовать для синхронизации всех предметов первой и второй половины дня в экспериментальных классах. Интересно, что в семинаре, помимо «новичков», приняли участие и координаторы эксперимента по Школе полного дня из 5 школ города УЛ, которые начали эксперимент еще осенью 2005 года. Они работали своей командой под руководством Олега Николаевича Данилова.